BTC/USD 63441.59 -1.34%
ETH/USD 3114.15 -1.06%
LTC/USD 87.86 4.35%
BRENT/USD 73.55 0.86%
GOLD/USD 0.00 0.00%
RUB/USD 92.01 -0.13%
Tokyo
Moscow
New-York
831

Волатильность криптовалют: угроза или возможность?

1

Одним из важных пунктов критики обращённой сторонниками традиционных финансовых инструментов на криптовалюты является их высокая волатильность. BitCryptoNews вместе с экспертами разбирается, что за явление обозначается этим словом и как относиться к волатильности, если вы планируете вкладываться в цифровые деньги или уже делаете это.

Волатильность — в переводе с английского просто «изменчивость» — статистический показатель, через значение которого можно получить характеристику колебаний стоимости того или иного финансового инструмента и узнать потенциал изменчивости его рыночной цены. Материалы, рассказывающие об этом явлении в традиционных учебных пособиях по экономике в качестве примеров приводят обычно показатели в плюс-минус пять-десять процентов от среднего значения стоимости актива и предлагают рассчитывать волатильность как среднегодовой показатель.

Для того, чтобы понять, что такой взгляд неприменим к ведущим цифровым валютам, достаточно беглого взгляда на колебания их курсов. Как скачки биткойна на несколько сотен процентов вверх и вниз, так и резкие взлёты некоторых из новых блокчейн-койнов, только входящих на рынок (например, BitcoinCash) можно сравнить по уровню волатильности разве что с финансовыми инструментами, которые традиционно считались высокорисковыми и спекулятивными. В то же время, стоит задаться вопросом о том, не происходит ли на наших глазах перекраивание ставшей было привычной всем экономической логики. Ведь, также как блокчейн в широком смысле может оказать огромное и не вполне предсказуемое влияние на существующее мироустройство, обеспечив огромные массы людей возможностью нефальсифицируемой фиксации своих взаимодействий как друг с другом, так и с другими сообществами или государственными и корпоративными институтами, так и основанные на этой технологии платёжные средства могут послужить тем, что подорвёт устоявшуюся структуру экономики, базирующуюся на фиатных — то есть реально не обеспеченных валютах, производимых властными структурами или аффилированными с ними организациями, буквально печатающими и штампующими новые деньги.

Колебания и риски

Характерно, что волатильность (качество присущее любым финансовым инструментам — акциям, общепринятым деньгам или товарным активам) применительно к криптовалютам становится объектом критики. Можно предположить, что это связано не только с тем, что здесь она не просто «высокая», но и с тем, какое беспокойство вызывает новинка у финансистов традиционалистского толка, вероятно готовых намеренно её дискредитировать ради того, чтобы защитить свои, ставшие привычными, инструменты и активы.

Более рискованные игроки, напротив, видят за скачкообразными колебаниями курсов цифровых валют большие возможности. Вот какие соображения приводит частный инвестор Роман Кузнецов: «Я занимаюсь трейдингом в краткосрочной и среднесрочной перспективе, поэтому вижу для кого волатильность проблема, а для кого она является счастьем. Волатильность — это возможность для спекулянтов и риск для инвесторов. Если мы говорим про путь надежных вложений, то консервативный инвестор никогда не будет покупать волатильный инструмент, отдав предпочтение большей стабильности. Однако бывают моменты, когда даже самые надежные ценные бумаги проходят по несколько процентов в день. В России такое произошло с Облигациями Федерального Займа в кризис 2014 года. Тогда же, как многие помнят, курс доллара поднялся с 37 рублей до отметки в 80 рублей всего за несколько дней. Это был очень удачный момент для разного рода спекулянтов, которые заходили в позиции и получали сверхприбыли за столь короткие сроки. Не напоминает ли вам это то, что происходит сейчас с криптовалютами? Дело в том, что доходность в 20%, 50%, 100% и более означает, что рынок, в котором она возможна, опасен для обычных людей. Я очень рад, что многие рассматривают такие доходности и готовы инвестировать. Но делают они это потому, что видят в этом реальный актив или потому что на этом, по их мнению, заработают все? Никто не может предугадать, что будет дальше. Я считаю, что завтра или через пять лет какой-то кризис в криптовалютах непременно произойдёт: слишком много случайных людей набивается в этот поезд, при этом для консервативных инвесторов и тех, кто ранее не имел опыта инвестиций повышенная волатильность является куда большим риском, нежели возможностью. В то же время, надо признать, что для спекулянтов и более рискованных инвесторов периоды высокой волатильности — очень хорошее время, чтобы заработать деньги».

Что создаёт высокую волатильность?

«Непостоянство стоимости, потенциал её колебаний присущ, безусловно, любым рыночным активам», — рассказывает специалист в области финансов и банковского дела Виктор Лапшин. «Волатильность формируется широким кругом факторов. Здесь и общая экономическая ситуация, причём, не только актуальная, но и ожидаемая или прогнозируемая, включая слухи и различные явления, относимые к категории форс-мажоров. В этот список попадают и войны или стихийные бедствия и эмоции игроков рынка, если мы можем говорить об «эмоциях» компаний, корпораций, хеджевых фондов и международных банков.

Не лишне упомянуть и о таком факторе, как ликвидность торгуемого инструмента, его способность быстро и по рыночной цене превращаться в имеющие свободное хождение, общепринятые деньги. Различают товары (или, если говорить в терминах биржевой торговли — «инструменты» высоколиквидные, среднеликвидные и неликвидные. Простой пример неликвидного товара — российский рубль: он, во-первых, не является свободно конвертируемой валютой, будучи, напротив, валютой замкнутой, а во-вторых лишен привлекательности для международного валютного рынка, не проявляющего к нему интереса».

Уровень ликвидности криптовалют остаётся сегодня вопросом открытым. Здесь существует несколько путей. Возможно они сформируют независимую экосистему, где цифровые деньги будут способны конвертироваться в товары (как минимум просто в потребительские), минуя ступень в которой им необходимо превращаться в «обычные», общепринятые «деньги». Возможно, они будут официально признаны на государственном и международном уровне и (вопреки своей изначальной природе и заложенному создателями смыслу) просто станут ещё одним финансовым инструментом, живущим по традиционным рыночным правилам. Не стоит забывать и про возможность того, что криптовалюты могут быть вытеснены в «серую», а то и вовсе «чёрную» экономическую зону, если к тому будет воля крупнейших игроков международной политики и экономики,и если им хватит на это имеющихся в их распоряжении сил.

«Говоря о волатильности важно отметить и влияние на неё непредсказуемых или труднопрогнозируемых событий, неких случайностей того рода, что аналитик и экономист Насим Талеб относит к категории «Чёрных лебедей», — продолжает Лапшин. «Такими событиями, обладающими минимальной предсказуемостью и, при этом, колоссальным влиянием, оказывались и интрижка американского президента Клинтона в Овальном кабинете Белого Дома, продемонстрировавшая, насколько высокую волатильность может, внезапно, продемонстрировать американский доллар и произошедший в 1999 году знаменитый разворот самолёта Евгения Примакова, на полпути оборвавшего свой визит в США, узнав, что те намерены начать бомбардировки Югославии и нашумевшая Чёрная Среда 1992 года, когда спекуляция Джорджа Сороса, обрушившая курс фунта стерлингов позволила ему заработать порядка $1000 000 000 – $1 500 000 000. Рядом с примером Сороса стоит и то, как события 11 сентября повлияли на курс доллара. Почему рядом? Это ещё одно интересное свойство волатильности: на финансовых рынках тот, кто запускает подобного рода «Чёрного лебедя» легко становится бенефициарием следующего за ним скачка — так это было с Соросом, так же, по информации некоторых аналитиков и с Усамой бен Ладеном».

На рынке криптовалют подобными двигателями волатильности оказываются как законодательные акты, причём не только прямо ограничивающие их оборот, но и, например, такие как недавно введённая Китаем специальная тарификация электроэнергии для майнинговых ферм, события, происходящие на криптобиржах, обнаружения уязвимостей, хардфорки, делящие одну «монету» на несколько независимых, хотя и имеющих общее начало, как это произошло, например, с Ethereum и Ethereum Classic.

 

Волатильность как объект критики и как возможность

Экономисты традиционного толка видят в высокой волатильности, свойственной сегодня криптовалютам, опасность и угрозу. Так, глава Минэкономразвития России Максим Орешкин ещё в своём сентябрьском интервью телеканалу «Россия24» строил свою критику криптовалют именно вокруг этого аргумента. Тогда Орешкин заявил: «Мы видим, что волатильность, которая здесь есть, она — десятки процентов в одну сторону, десятки процентов в другую сторону, что на самом деле плохо говорит об этом инструменте. Платежные средства должны обладать стабильной стоимостью. Поэтому я всех призываю относиться к этому инструменту очень аккуратно и понимать, что избыточное внимание, которое сейчас к нему есть, сыграет для него плохую службу». Здесь нелишне напомнить, что на момент этого интервью курс биткойна, из-за которого и поднялась волна подобных обсуждений составлял всего $ 4608,6.

Для более открытых к новому игроков волатильность видится преимуществом. Так, главный редактор журнала Financial One Константин Полтев, комментируя заявление Орешкина для сайта TheQuestion говорил, что «для тех, кто торгует криптовалютами, их высокая волатильность — не недостаток, а наоборот, достоинство». В качестве причин этого Полтев привёл в первую очередь тот факт, что повышенная волатильность сглаживает высокие издержки входа на рынок и очень значительную, по сравнению с обычными биржевыми комиссионными стоимость перевода криптовалют в фиатные деньги. «В этой связи после покупки криптовалюты ее волатильность поможет отбить комиссию за пару часов, а на парах доллар-рубль или евро-рубль выхода в безубыток придется ждать днями или даже неделями», говорит он, делая из этого вывод, что «бешеная волатильность криптовалют дает возможность очень быстро значительно увеличить свой стартовый капитал».

«Волатильность — хлеб для активных трейдеров, поскольку она позволяет зарабатывать как на росте, так и на падении актива. Чем выше волатильность, тем выше риски, но и потенциальная доходность также существенно возрастает. К слову, знакомые мне опытные трейдеры давно торгуют на криптобиржах, поскольку на классических биржевых рынках столь мощные колебания цен на ликвидных активах случаются крайне редко.» — заканчивает свою мысль примером из практики Полтев.

Ему вторит и генеральный директор консультационной компании «Эксперты бизнес-планирования» Николай Журавлев. «Волатильность валют, также как и акций имеет двойственную природу: экономическую основу, которую можно попытаться описать методами фундаментального анализа и ожидания участников рынка, которые профессионалы пытаются угадать методами технического анализа. В случае с криптовалютами фундаментальные факторы отсутствуют, поскольку в отличие от акций они не дают дивидендов, а в отличие от денег – не обеспечиваются национальным продуктом государств. Даже золото, хотя и похоже на цифровые валюты тем, что люди признали его в качестве меры ценности, все же в значительной части потребляется ювелирной промышленностью.

Криптовалюты же полностью зависят от ожиданий рынка и веры людей в то, что они станут независимым от государств средством платежа» — говорит он, проводя параллели между криптовалютами и финансовыми пирамидами (впрочем, в пользу криптовалют): «В свое время я торговал на бирже РТСБ акциями МММ, и их поведение было практически таким же, как сейчас ведут себя криптовалюты — длительный постепенный рост, затем скачки с высокой амплитудой в течение достаточно длительного времени. Конечно, это дает возможность заработать. Причем, в отличие от подобных финансовых пирамид, криптовалюты не подвержены манипуляциям эмитента, вроде тех, которые совершало АО „МММ”, периодически прекращавшее выкуп своих акций и билетов, и затем перекупавшее их у запаниковавших участников рынка по низкой цене. Более того, у криптовалют по-прежнему есть шанс стать универсальным средством платежа, а следовательно, сценарий общего краха, озвученный рядом аналитиков, вовсе не является обязательным. Более того, по мере распространения криптовалют спрос на них может начать расти и мы ещё вполне можем увидеть долговременный рост их стоимости, так что я бы порекомендовал, несмотря на высокую волатильность, хранить часть средств в них в качестве долгосрочной (хотя и рискованной) инвестиции».

текст: Олег Уппит, фото: Unsplash, iStock