BTC/USD 57897.26 -5.31%
ETH/USD 2910.15 -2.89%
LTC/USD 77.23 -2.89%
BRENT/USD 73.55 0.86%
GOLD/USD 0.00 0.00%
RUB/USD 91.78 -0.25%
Tokyo
Moscow
New-York

Шахматы XXI века - шахматы Фишера

0
Автор материала: Дмитрий Токарев

В 2018 году чемпионат мира по шахматам пройдет с 9 по 28 ноября. На этот раз Сергей Карякин не смог выиграть турнир претендентов ‒ за звание нового чемпиона поборется Фабиано Каруана. Действующий обладатель короны Магнус Карлсен будет отстаивать свое превосходство над конкурентами уже третий раз подряд.

Блестящие комбинации, хитрые ловушки, борьба на каждой клетке доски ‒ такие ассоциации должен вызывать матч за звание чемпиона мира по шахматам в 2018 году, а не спящих прямо во время матча шахматистов и зрителей. Почему так происходит и как шахматы Фишера решат проблему?

Шахматы XXI века

Проблемы классических шахмат

Представители каждого вида спорта желают большей популярности их дела. Чем динамичнее и зрелищнее состязания, тем больше зрителей наблюдают за ними. Как следствие, спорт привлекает более дорогие рекламные контракты и приносит основной доход профессионалам. На пути популяризации шахмат много проблем, одной из которых является отсутствие борьбы на протяжении первых 20 ходов. Дело в том, что спортсмены проводят за компьютерным анализом развития дебютов очень много времени. Они запоминают, какой ход является предпочтительным в различных ситуациях и во время партии просто вспоминают, как надо ходить. Иногда спортсмены даже делают ошибочные ходы, пытаясь вспомнить верное продолжение, вместо того, чтобы действовать согласно логике.

Что в это время делать зрителям: спать в ожидании хода, включать трансляции через полтора часа после начала партии или постоянно сравнивать действия шахматистов с компьютерной программой в ожидании долгожданной ошибки? Выглядит не привлекательно, учитывая, что классические шахматы играются с контролем времени 2 часа на 40 ходов, затем еще час до конца партии.

Давно любители шахмат борются с этой проблемой и выдвигались самые необычные решения:

  • Увеличение шахматной доски.
  • Изменение формы доски.
  • Добавление фигур.
  • Изменение правил передвижения фигур.
  • Урезание количества времени на ход или на партию (10 минут, 5 минут, 1 минута).

Все рассматриваемые варианты имеют один недостаток ‒ одинаковая начальная расстановка фигур. Оптимальное решение было создано Робертом Фишером в 1996 году. Он предложил начинать партию случайной расстановкой фигур. Всего возможных комбинаций получилось 960, из чего появилось второе название ‒ шахматы 960.

Преимущества случайных шахмат

Спортсмен не может запомнить разновидности дебютов для 960 расстановок фигур и борьба начинается уже с первого хода. Шахматистам придется делать упор на изучение закономерностей шахмат, а не заучивание сицилианской и новоиндийской защиты. Некоторые расстановки настолько опасны, что защищаться от мата приходиться с первых ходов. При таких раскладах появляется дополнительная интрига, которая сможет компенсировать длинный контроль времени в шахматах. Все-таки обычные зрители не могут так быстро и глубоко просчитывать ходы, как это делают профессионалы ‒ им сложно следить за логикой развития фигур в блице (5 минут) или рапиде (10 минут).

Случайные шахматы ассоциируются с боевыми действиями времен Македонского, когда было неизвестно точное расположение противника, ставка вражеского генерала, а на первое место выходили тактические навыки полководцев и доблесть воинов.

Шахматы XXI века

Классические шахматы больше ассоциируются с футбольным матчем, в котором обе команды боятся пропустить и практически не атакуют большими силами.

Такое сравнение логично, если взглянуть на недостатки классических шахмат:

  • Замыленные изученные дебюты.
  • Сильные спортсмены теряют преимущество в начале партии, вследствие чего они затягиваются.
  • Отсутствие динамичности.

В шахматах Фишера расчет на 6-7 ходов ведется уже перед первым движением фигуры, а каждая партия не похожа не предыдущую ‒ это называется спортом интеллектуалов. Такой спорт может привлечь новых зрителей на турниры, а детей ‒ в школы шахмат.

Неофициальный чемпионат мира по шахматам 960 проходил этой зимой. Победителем стал Магнус Карлсен ‒ шахматист, который всегда отличался нестандартным мышлением, глубокими многоходовками, яркой и бескомпромисной игрой. Норвежец выразил желание, чтобы случайные шахматы Бобби Фишера стали постоянным соревнованием в календаре международной шахматной федерации, хотя Виши Ананд говорил, что «Карлсен ‒ продукт кибернетики».

Такие признанные шахматисты, как Спасский и Карпов положительно относятся к фишер-рэндому, а Тайманов считал, что это шахматы XXI века. Существуют и противники шахмат Фишера. Владимир Крамник утверждает, что  случайная расстановка ведет к исчезновению гармонии игры.

Шахматы: человек против компьютера

Создание компьютерных шахмат началось еще в 1951 году «Бумажной машиной Тьюринга», ход которой необходимо было ждать пол часа. Только в 1958 году появилась первая полноценная программа с сильным алгоритмом. Первый компьютер-шахматист уровня мастер появился в 1983 году ‒ его рейтинг составлял 2250. Самая известная схватка человека и компьютера произошла в 1997 году ‒ матч Каспаров против Deep Blue завершился капитуляцией действующего чемпиона мира, после чего компьютер навсегда захватил шахматную корону.

Человек против компьютера в шахматах

Казалось, уже ничего не сдвинет ЭВМ с трона. Как сказал Сергей Карякин, в наше время у человека нет шансов в матче против компьютера. Неудивительно, учитывая то, что люди тренируются, используя шахматные движки. В 2017 году самым сильным движком считался Stockfish, но в декабре компьютерная программа капитулировала перед Alpha Zero.

Альфа-Зеро ‒ это самообучаемый продукт нейронных сетей, который обыграл Stockfish без единого поражения. Матч Альфа Зеро ‒ Стокфиш длился 100 партий, в которых искусственный интеллект победил 28 раз и расписал ничью в 72 оставшихся партиях ‒ безоговорочная победа корпорации Google. На обучение у Alpha Zero ушло несколько часов.

Главное отличие искусственного интеллекта от шахматного движка ‒ использование накопленного опыта из каждой сыгранной партии. Стокфиш просто перебирает все возможные варианты (до 70 млн.), в то время как Альфа Зеро рассматривает всего 40 000 позиций, отбрасывая все зевки, провалы и бесперспективные ходы. Главным программистом в разработке AlphaZero стал бывший шахматист Демис Хассабис, который в 90-е профессионально занимался этой игрой.

Человек против Альфа Зеро в шахматах Фишера

Лучший шахматист планеты уже давно не определяется между людьми. Последние соревнования между программами выиграл Stockfish, который поддерживает шахматы Бобби Фишера. Альфа Зеро разгромил Стокфиш, а значит, и человека заставит капитулировать в этом виде спорта. Чтобы спортсмен не превращался в компьютер, уже сейчас популяризируется Chess 960. Наблюдать вживую сражения в этом виде спорта можно на турнире Champions Showdown: Chess 960, который проводится в Сент-Луисе с 11 по 14 сентября. Матчи начинаются каждый день в 21-00.

Играть в шахматы Фишера онлайн можно на сайте lichess.org, где необходимо создать игру, затем выбрать «Chess 960», определиться с контролем времени (оптимальный ‒ 10 минут), после чего выбрать цвет фигур и ожидать соперника (обычно не более минуты). Интересной игры!

Автор материала:
Изучаю информацию и делаю обзоры по практическому внедрению технологий в различных сферах экономической деятельности.