BTC/USD 70309.21 0.78%
ETH/USD 3563.95 0.87%
LTC/USD 93.88 -1.72%
BRENT/USD 73.55 0.86%
GOLD/USD 0.00 0.00%
RUB/USD 92.26 -0.36%
Tokyo
Moscow
New-York

Законодательство РФ препятствует цифровизации страны

0

Юристы

Ассоциация юристов России пришла к выводу, что существующее законодательство РФ о персональных данных несет угрозу для развития цифровых технологий в нашей стране и поэтому требует модернизации.

15 апреля Комиссия по правовому обеспечению цифровой экономики при Московском отделении Ассоциации юристов России в Московском государственном университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) провела круглый стол по вопросам правового статуса обезличенных данных в контексте развития технологий Big Data.

Мероприятие началось с подписания 2-х соглашений о сотрудничестве Комиссии с Российским арбитражным центром и с РАКИБ, направленных на формирование комфортной правовой среды для развития цифровой экономики, а также на возможность надлежащего разрешения споров в данной области в порядке арбитража (третейского разбирательства).

Анализ большого массива данных, использование технологии Big Data создает огромные возможности бизнеса и отдельных сфер госуправления.  На различных конференциях и форумах также идет активное обсуждение вопросов о целесообразности регулирования обезличенных данных как отдельной сущности, с разработкой самостоятельного закона, но эксперты утверждают, что подобное направление способно нанести вред развитию цифровых технологий в нашей стране.

Как считает председатель Комиссии, управляющий партнер юридической компании «ЭБР» Александр Журавлев, неопределенность понятия «обезличенные данные» в законодательстве РФ о ПД, которое охватывает, в том числе информацию, косвенно связанную с тем или иным пользователем, создает барьеры для реализации Национальной программы «Цифровая экономика».

На фоне данных рисков оптимальным для развития цифровых технологий в России, как отметили эксперты, является модернизация существующего законодательства. В процессе круглого стола были выделены направления по изменению данного законодательства с целью его адаптации к новым технологическим реалиям.

По мнению члена Комиссии, к.ю.н., старшего научного сотрудника, доцента кафедры информационного права НИУ ВШЭ Александра Савельева, Россия в вопросе регулирования ПД должна опираться на опыт европейских коллег в рамках реализации политики GDPR и учета положений модернизированной Конвенции №108 «Об защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных».

Эксперты также отмечают, важность изменения ряда принципов обработки операторами ПД. Например, в качестве изменения принципа уничтожения данных по достижении цели предлагается использовать возможности обезличивания и анонимизации данных, поскольку в таком виде они также имеют ценность для обработки. Кроме того, важно допустить возможность обработки данных в иных целях, чем первоначальная цель сбора («вторичная обработка»).

Кроме этого, экспертами были предложены изменения требований к механизму получения согласия от пользователя на обработку ПД. Они полагают, что для уменьшения возможностей манипуляций с согласием следует рассмотреть использование новых подходов к предоставлению операторами информации об обработке данных. По их мнению, получение согласия должно быть интуитивно-понятно пользователю, а в некоторых случаях допускать интерпретацию техническими средствами. Также необходимо нормативно закрепить гарантии прав операторов, при обработке ПД в статистических или научных целях.

Приведенные меры не являются исчерпывающим перечнем, но, по мнению экспертов Комиссии, они способны существенным образом снизить риски и барьеры, связанные с использованием технологий Big Data на территории РФ.

Ранее ФСБ также указала Госдуме на недочеты в законопроекте о ЦФА.

текст: Иван Маличенко, фото: BCL