Период после Второй мировой войны принес мировой истории новый феномен — большое число бедных демократий, возникших в том числе и в странах — бывших колониях. В мире насчитывается около 70 стран, режимы которых обладают демократическими атрибутами, а ВВП находится ниже $5000 на душу населения.
Борьба между демократией и тоталитаризмом (или автократией) лишь на первый взгляд кажется политической. На самом деле противоборствующие стороны пытаются решить важные экономические вопросы:
- есть ли связь между формой правления и бедностью;
- какой режим способен справедливее распределять общественные ресурсы;
- что первично: политический режим или уровень экономического развития;
- всегда ли демократическая форма правления обеспечивает эффективное управление и высокий уровень жизни граждан.
Какие демократии называют бедными
Бедными демократиями называют страны с низким размером подушевого ВВП и уровнем развития гражданских институтов. При этом граждане этих стран имеют широкий спектр гражданских прав и политических свобод. Оппозиционные партии участвуют в политической и гражданской деятельности. Результаты выборов отражают мнение большинства населения.
Эти атрибуты отличают демократические страны от автократий (Бирма, Китай, Куба, Северная Корея, Туркменистан, Вьетнам) и псевдодемократий.
Псевдодемократии обладают автократическими атрибутами правления — подавлением гражданской активности, государственной цензурой, ограничением деятельности оппозиции. К таким странам можно отнести, например, Азербайджан, Египет, Казахстан или Малайзию.
С экономической точки зрения спектр бедных демократий весьма широк. Их уровень ВВП на душу населения может колебаться от $1660 и ниже в Нигерии, Бангладеш или Индии до $10 400 в Аргентине и $26 152 в Южной Корее.
В России подушевой ВВП в 2017 году составил $8450. Для сравнения, в Италии ВВП на душу населения в прошлом году составил $34 877, США — $35 243, Франции — $42 567, Люксембурге — $107 708.
История вопроса
Многие полагают, что стабильная демократия — это роскошь, которую могут позволить себе лишь богатые страны, вишенка на торте пятизначного подушевого ВВП. Но корреляция между уровнем ВВП и развитостью демократических институтов никогда не была идеальной. Достаточно вспомнить Индию, англоязычные страны Карибских островов, Венесуэлу, обладавшие демократическими режимами в течение десятилетий.
Практически все страны Центральной и Южной Америки управлялись демократически избранными правительствами в промежутках между военными диктатурами. В 80-е годы в ряде бедных стран, например, Сальвадоре, начали развиваться демократические институты, успешно дожившие до наших дней. Однако протодемократические режимы, возникшие в развивающихся странах после войны, испытывали противоречивое влияние противостоящих лагерей холодной войны. В течение нескольких лет многие из них превратились в левые или правые диктатуры, часто ведущие гражданскую войну с многочисленными повстанческими группировками.
Есть страны, где демократия не принесла улучшения экономики. В то же время ряд стран с автократическим режимом правления, например, Китай, Южная Корея, Чили, продемонстрировали высокие темпы экономического роста. Это дало основания для сомнений в необходимости демократии для успешного развития экономики.
Аргументы защитников демократии можно разделить на две группы: указание на особенности новых демократий и на кратковременность периода наблюдений.
Особенности бедных демократий
1. Всеобщие выборы в бедной стране часто приводят к власти диктатора-популиста, обещающего быстрые и простые решения. Независимо от страны эти решения обычно сводятся к необходимости уничтожить внешнего или внутреннего врага, конфисковать собственность у более зажиточной группы населения, захватить территорию соседа. Ни одно из этих решений не способствует быстрому экономическому развитию.
2. В бедных демократиях нет разделения между политической и экономической властью. В Западной Европе это разделение происходило в течение нескольких столетий и превратилось в надежный барьер, выстроенный обществом перед злоупотреблениями и беззаконием. В большинстве бедных демократий политическая власть быстро трансформируется в экономический контроль и наоборот, предоставляя политическим фигурам любого уровня невиданные для большинства граждан экономические преимущества.
3. Отсутствие разделения политической и экономической властей приводит к высокому уровню коррупции, от которой страдают все бедные демократии. В странах, куда демократия пришла «за одну ночь», государственная собственность стала легкой добычей демократически избранных политиков и бюрократов.
Кратковременность наблюдений
Бедные и богатые демократии пришли к демократическим институтам разными дорогами и в разное время. В Западной Европе гражданские институты самоуправления развивались постепенно, начиная со Средневековья. В течение столетий формировалась система взаимных обязательств и соблюдения прав различных социальных групп, принимая форму законов и моральных императивов.
В бедных демократиях нет соответствующей политической культуры. Ни в бывших колониях, ни в бывших коммунистических странах не существовало гражданских институтов, способных осуществлять демократические процедуры. В этих странах демократия начала развиваться без демократов. Уничтожение тоталитаризма произошло на национальном, а не локальном уровне, идеологически не затронув большинство населения, привыкшего жить по другим правилам.
В долгосрочной перспективе ни один из тоталитарных или автократических режимов не добился стабильного экономического роста. Южная Корея стала стабильно развиваться лишь после падения диктатуры. Китай, несмотря на впечатляющие успехи, испытывает очевидные проблемы с ликвидацией бедности и поддержанием прежнего уровня экономического развития. Политический режим Сингапура становится все более либеральным.
Перспективы
Несмотря на проблемы развития, у бедных демократий, похоже, нет другого пути, кроме дальнейшего развития гражданских институтов управления и либерализации. Опыт показывает, что ни автократия, ни псевдодемократия не может обеспечить эффективного стабильного развития. Становится все более очевидным, что привычная оценка ВВП не вполне адекватно отражает характер современного развития. Для оценки нужно учитывать уровень удовлетворенности граждан своей жизнью.
текст: Олег Кронин