В начале января вышел список 10 главных угроз для мира в 2018 году. Его составил исследовательский центр Eurasia Group, который занимается консультированием в области политических рисков.
В список вошли, например, напряженные отношения между США и Ираном, угроза терактов и геополитических катастроф, мексиканский фактор. Но среди прочих была названа угроза начала «холодной технологичной войны» между США и Китаем. Россия как сверхтехнологичная держава не рассматривалась. Bitcryptonews сравнит российский потенциал с американским и китайским.
Технологические прорывы поражают своим количеством и скоростью, с которой совершаются. Искусственный интеллект (ИИ), большие данные, быстрые сети уже работают и только начали раскрывать свой потенциал. Тот, кто быстрее их освоит и начнет наиболее эффективно использовать — в будущем получит доминирующую экономическую и геополитическую роль на международной арене. Но вопрос в том, кто это сделает быстрее.
Критерии
Eurasia Group приводит критерии с помощью, которых оценивает потенциал стран: количество пользователей интернета, мощнейших суперкомпьютеров, топ ИИ-стартапов, роботизированной техники, мобильных выплат, а также капитализацию ведущих технологических компаний. Исследовательский центр упустил другой важный критерий оценки — освоение страной технологии блокчейн, что позволит государствам до конца освоить e-Goverenment (электронное правительство) и сделать экономику более прозрачной.
Блокчейн
В Китае очень активно использую блокчейн внутри страны, например, своя платформа есть у Почтового сберегательного банка Китая и множество других проектов. На международной арене Китай известен своей закрытостью. Для выхода китайских блокчейн-компаний на мировой рынок необходимо ПО с открытым кодом, куда могли бы включиться другие участники. Но едва ли это возможно с китайской политикой. Сможет ли Китай переступить свои традиции и больше открыться миру, пока неясно.
В России большая часть проектов нацелена на решение локальных проблем, например, билетная система на блокчейне, или честный подсчет голосов на выборах. Рынок блокчейн-проектов в 2017 году составил 1 млрд рублей. Что касается международных проектов, то российский стартап FinTech Lab вместе с проектом R3 запустили проект, направленный на развитие рынка России и СНГ. В Швейцарии предложили создать блокчейн-площадку в Крыму, однако, этому могут помешать санкции.
В США блокчейн-стартапы по большей части связаны с использованием криптовалюты. По данным сайта angel.co, в Америке минимум 1500 блокчейн-стартапов. Почти все стартапы в США нацелены на международное сотрудничество. Например, у них есть проект взаиморасчетов с помощью блокчейна с Китаем.
Интернет-пользователи
Их в США 246 млн, в Китае 773 млн. В России же, по данным Mediascope, аудитория пользователей интернета за 2017 год составила 87 миллионов человек, то есть почти в 3 раза меньше, чем в Америке и почти в 9, чем в Китае.
Суперкомпьютеры
С 1993 года в мире и дважды в год проект Top500 публикует 500 самых мощных вычислительных оборудований. В США на 2017 год таких компьютеров 143, в Китае 202, а в России, по данным top500 за ноябрь 2017 года, всего 3. Если взглянуть на статистику, то больше всего суперкомпьютеров в России было в 2011 году — 12 машин.
ИИ-стартапы
В США их 75, в Китае 8. В России же таких стартапов, по данным Rusbase и vc.ru, как минимум 10. Среди них стартап N-Tech.Lab, который специализируется на распознавании лиц с помощью нейронных сетей, Cubic.ai — создают домашних роботов-ассистентов с голосовым управлением, приложение Prisma, которое стилизует фотографии под работы известных художников с помощью нейронной сети и другие.
Капитализация
Капитализация Amazon составляет $569 млрд, Facebook $522 млрд, Google $474 млрд. Капитализация китайского Tenscent — $483 млрд, Alibaba $440, Baidu 82 $млрд. В качестве топовых российских техно-компаний мы возьмем «Яндекс» и Mail.ru Group. Капитализация «Яндекса» — $11 млрд, а Mail.ru Group — $7 млрд.
Мобильные платежи
Американский рынок мобильных платежей по состоянию на 2016 года составляет $112 млрд, китайский — $5,5 трлн. В России, как сообщают «Ведомости», в 2015 году оборот рынка мобильных финансовых услуг вырос до 70,4 млрд рублей, что чуть больше $1 млрд.
Роботизированная техника
Китай более роботизирован, чем Америка — 340 против 250 тысяч роботов соответственно. В России, по данным с конференции РобоСектор-2017, за 2015 год было продано всего 550 роботов, в 2016 — 316. По плотности роботизации в России на 10 тыс работников приходится 1 робот. Для сравнения, в Южной Корее на тоже количество работников приходится 531 робот.
Прогноз
Если прогноз Eurasia Group сбудется, то «холодная технологическая война» пройдет без участия России, так как по многим параметрам она не доходит до других стран, кроме, пожалуй, ИИ-стартапов и освоения блокчейна. В будущем же, когда технологии раскроют свой потенциал такое отставание отразится на всех уровнях жизни людей. Но по словам главы правительства Дмитрия Медведева, у России еще есть шанс не отстать от мирового технологического развития, но «уже нужно заскакивать в идущий и ускоряющийся поезд». «Шансы встать в один ряд с наиболее развитыми странами у нас есть», — сказал Медведев и напомнил, что в XX веке страна уже имела такой опыт.
текст: Вячеслав Шегай, фото: Unsplash, схема: Eurasia Group