Рациональному в культуре мы в известной степени обязаны Западу. Именно там появились рациональные наука с лабораториями, системой доказательств и экспериментами, музыка со сложными инструментами и учением о гармонии, универсальная система права со строгими юридическими схемами. Реформирование, рационализация духовной сферы по-своему способствовала и становлению капитализма, в том числе промышленного.
Промышленная революция, изменявшая жизнь всего человечества на протяжении последних столетий, была бы невозможна без технологического прорыва. Его в уже другой, цифровой, эпохе мы наблюдаем сегодня — блокчейн обозначает новый формат нашего будущего. Как на развитие криптоэкономики может повлиять духовная жизнь общества.
Религиозно-этическая основа прогресса
Любой прогресс невозможен без изменения особой личностной платформы: личных ценностей, отношения к ближнему и отношения к труду. Даже выбрав путь агностика или атеиста, практически невозможно избавиться от религиозно-этической основы. Именно она во многом определяла и определяет падения и взлеты цивилизаций и имеет свойство выходить за пределы церкви, становясь частью национальной культуры и характера.
Читая «Протестантскую этику и дух капитализма» Макса Вебера, обращаешь внимание на дисбаланс того времени: если в определенных областях протестанты были в меньшинстве, они все же преобладали среди квалифицированных рабочих, высшего технического персонала и предпринимателей. Вебер объясняет это в том числе и более строгими правилами жизни в протестантской вере. Если католичество требовало немного — соблюдения обрядов и посещения церкви, то протестантизм довольно жестко регламентировал и общественную, и частную жизнь каждого из своих адептов. Протестанты того времени чаще выбирали технические специальности и школы с повышенной нагрузкой, в то время как католики отдавали предпочтение гуманитарным дисциплинам. Можно сказать, что выбор профессии определялся складом психики, которая, несомненно, формировалась под влиянием религиозно-этических норм каждой из конфессий.
Православие и «реформаторское» мышление
Вероятно, технологический прорыв, формирование промышленного, технологичного капитализма было бы невозможно без разрыва с «традиционалистической» экономической моделью. «Реформаторское» мышление было сосредоточено на задаче, долге по отношению к труду. Нередко такое происходило на фоне негативно настроенного общественного мнения. Британия, США, Германия и другие страны и сегодня сильны своим промышленным и технологическим потенциалом.
Православие сложно отнести к религии «реформаторской». Но, возможно, регулирование многих общественных и личных функций, отношения к труду, перейдя из храмов в культурный слой, явилось мощным активатором для открытий, преобразований, экспансии нового. Вероятно, именно «спецификация» личности российского человека позволила создать в короткие сроки свою передовую науку и дать миру много революционных технологий и улучшений. Может, поэтому блокчейн сегодня так популярен в России, а технические специалисты из этой области востребованы во всем мире заслуженно.
Мобилизующая сила православия была огромна в разные периоды российской истории. Так, за счет монастырской колонизации Русского Севера в XV–XVI веках были освоены обширные, малопригодные для жизни пространства. По образу Лавры, созданной преподобным Сергием Радонежским, фактически возводились островки автономных хозяйств, новых экономических моделей, к которым примыкали и миряне. Коллективный труд был и спасением души, и способом пропитания. Благословенное же отношение к труду в целом в православии общеизвестно. В то же время крупное предпринимательство в России было построено на доверии и честности, когда крупные сделки могли заключаться через рукопожатия, а слово по-особому ценилось.
«Блокчейн-капитализм»
Распределение благ, открытость и безопасность, труд вопреки сложным условиям и общественному мнению… Пока большинство считает, что блокчейн — ерунда и скоро «хайп» пройдет, захоронившись под останками очередной пирамиды, происходит эволюционный этап становления блокчейна. Так как насчет коллективного труда и обязательной вовлеченности групп энтузиастов? Даже с технической точки зрения любое решение на блокчейне без большого количества участников не имеет никакого смысла.
«Блокчейн-капитализм» способен формировать и распределять блага для многих. Сегодня крайне сложно заинтересовать ICO-проектом, если он не улучшает жизнь группы людей, не решает определенных проблем социума, не открывает новые возможности.
В нашем мире всегда будут «кающиеся в деяниях своих» и грешники, атеисты и агностики, но в конечном счете залогами успеха и прогресса являются личностная психология, внутренние установки, стремление к новым горизонтам и познанию.
Упорный труд и помощь ближнему принимаются как добродетели практически в любом современном обществе. И замечательно, что в наше время обмана и раздоров мы получили открытую систему, на которой очень много хорошего можно построить. А будет так или нет, увидим, ведь все проверяется временем.