Один мой знакомый юрист любит шутить, что слова «блокчейн» и «ICO» в резюме на LinkedIn прибавляют примерно 20% к желаемой зарплате. То же самое касается и крупных корпораций ― многие из которых блокчейнизируют и роботизируют компании. Беда в том, что в реальности применение блокчейну по назначению пока могут найти лишь компании финансового сектора: на всех конференциях и митапах, посвященных, например, блокчейнизации энергетического сектора, спикеры, стыдливо опуская глаза в пол, цитируют отчет PWC за 2014 год и приводят одни и те же примеры того, как блокчейн позволил объединить мелкую сеть хозяйств в Америке, уменьшив таким образом цену на электроэнергию.
Зато представители банковского и финансового секторов вставляют слово «блокчейн» практически на всех конференциях, активно развивают пилотные проекты, которые, к сожалению, так и остаются пилотными. Сбербанк открыл лабораторию изучения блокчейна, Альфа-банк регулярно рассказывает о перспективах работы с блокчейном, особенно в контексте иностранных контрагентов, Дойче банк сравнивает появление блокчейна с возникновением интернета и даже успешно тестирует блокчейн для умных облигаций, но запускать их не планирует.
Панельная дискуссия «Блокчейн и будущее банковской индустрии», 22.05.2018
Сдерживающие факторы развития
Существуют факторы, сдерживающие массовое применение блокчейна. Во-первых, юридический фактор: у криптоактивов нет универсального статуса, в разных государствах противоположное отношение к новому явлению. Во-вторых, технологический: текущие протоколы медленные, дорогие, они не ориентированы на массового пользователя. Поэтому бизнесу сложно и почти невозможно применять технологию блокчейна для улучшения работы.
Блокчейн в действии
Но есть на рынке проекты действительно интересные и стоящие, к сожалению, в основном не российские: так, например, аргентинский банк Banco Masventas успешно проводит переводы с помощью биткоина вместо SWIFT, JPMorgan запатентовал блокчейн-систему для совершения межбанковских платежей, а в Китае в прошлом году 12 из 26 местных банков внедрили решения на основе децентрализованного реестра. Среди них ― такие крупные банки, как Bank of China, China Construction Bank и Agriculture Bank of China, China Merchants Bank.
Многие крупные корпорации в своих реальных разработках привлекают крупных и достойных профессионалов из крипто- и блокчейн-мира для построения сложных систем. Стартап R3 стал партнером девяти крупнейших мировых банков, среди них Goldman Sachs, UBS и JP Morgan. Стартап должен упростить переводы между финансовыми корпорациями с помощью блокчейна. В России же компании чаще всего стараются действовать аккуратно и не спешат рассказывать всему миру о своих планах. Так, например, источник на рынке рассказывает о том, что многие банки активно ищут способы торговли криптовалютами через существующие биржи: например, Bank Leumi, Тинькофф банк и Solaris bank ведут переговоры с криптовалютной биржой EXMO, которая считается биржей №1 в Восточной Европе. Сеть бирж Intercontinental Exchange, на площадках которой сосредоточено 50% мировых объемов торгов фьючерсными контрактами на нефть, привлекает в том числе известных русских блокчейн-программистов для создания онлайн-платформы для торговли криптовалютой.
Преимущество внедрения блокчейна
Внедрение блокчейна в систему банковских переводов снизило бы стоимость транзакций примерно на 30% и стало бы плюсом в условиях санкций против России. Но, несмотря даже на это очевидное преимущество, крупные финансовые корпорации не стремятся внедрять нововведения. С одной стороны, это привычная консервативность и неповоротливость гигантов, с другой — отсутствие гарантий безопасности, государственного регулирования и децентрализованность системы. Учитывая полное отсутствие правового статуса криптовалют в России и волатильность рынка, понять крупных игроков можно: не стоит громко кричать о сотрудничестве с серой зоной, поскольку никто не может знать, что будет с дальнейшей легализацией рынка.