А вам не кажется, что человечество с каждым годом скорей деградирует, чем развивается? Хотите, докажу? На какой самолет в 70-х годах XX века перевелся Мимино (который Ларису Ивановну хотел) со своего вертолетного аэродрома в горной деревушке Телави? Где он теперь, этот белоснежный красавец-лайнер ТУ-144, обгонявший звук более чем в два раза? (Уместнее, наверное, спросить, сохранился ли в селе Телави хотя бы вертолетный аэродром.)
От таких мыслей легко впасть в отчаяние. Но потом обращаешь внимание на масштабное внедрение интернета в жизнь миллионов землян, и настроение улучшается. А когда вспоминаются криптовалюты, так и вообще приходишь к выводу, что развитие продолжилось, просто несколько в другом направлении… Наверное… А может, просто у крайне перспективных, но нереализованных масштабных проектов не нашлось спонсоров?
Под спонсором может пониматься не обязательно какое-то физическое лицо или организация, осуществляющие поддержку проекта, а векторально-сориентированный общественный интерес к данной теме, который включает и платежеспособный спрос в том числе.
Попробуем окинуть беглым взглядом такие интереснейшие нереализованные (пока) проекты, чтобы… Да хотя бы для того, чтобы прикинуть, что день грядущий нам готовит.
Термоядерный синтез
Ах, какая раскрутка была у этого проекта во времена советской власти! Фильм «Девять дней одного года» с неподражаемым Алексеем Баталовым… Идея «термояда» витала в воздухе, и всем казалось, что еще чуть-чуть и полыхнет в ТОКАМАКе долгожданное контролируемое человеком солнце. Но действительно полыхнуло только на Новой Земле мощностью в 58 мегатонн (Maman de Kuzma). Нет, проектом занимались и в 70-х, и в 80-х, непрерывно строили какие-то тоннели, запускали новые ускорители, все более мощные. Но происходило это уже как-то безынициативно, без энтузиазма и, скорей, чтобы план выполнить, а не добиться чего-то конкретного.
Спонсор явно терял интерес к проекту. Ну, а с его развалом (Советского Союза) проект вообще почил в бозе, ограничившись международным сотрудничеством на паях с четверкой других продвинутых в научном отношении стран (ИТЭР). И тут начались интриги и хитросплетения: сначала США возжелали иметь контрольный пакет в проекте, а когда не получили, то вышли из него. Потом Япония заявила, что не верит в серьезность намерений и так далее. Наконец, Россия в начале 2018 года сказала, что подумывает о выходе из проекта.
В отличие от криптовалют, идея реализации на практике термоядерного синтеза поддерживается интересом не многих независимых пользователей, а только горсткой крупных игроков. До цели как до звезды, а экономические результаты не так очевидны.
Трубопроводный транспорт
Задумка смелая и революционная, а главное, чреватая вполне себе глобальными прибылями для тех, кто готов рискнуть пятью сотнями миллиардов долларов. Проект подразумевает соединение Европы и Северной Америки трубой диаметром примерно в 5–6 метров. Не предполагается укладывать ее на дно океана (это невыполнимо) — она будет «висеть» на глубине примерно 100 метров от морской поверхности, будучи прикрепленной ко дну удерживающими тросами. Сила Архимеда будет выталкивать этот трубопровод наверх, натягивая тросы и обеспечивая стабильность системы. Впрочем, с фиксацией возможны варианты.
Внутри трубы предполагалось запустить интенсивное грузопассажирское движение. Причем в рамках проекта предполагалось использовать поезда на электромагнитной подвеске, а из самой трубы выкачать воздух. Все эти меры позволят довести скорость поезда до 4000 км/ч (километр в секунду). В результате:
время в пути между Лондоном и Нью-Йорком не превысит пары часов;
примерно в 100 раз по сравнению с современными железнодорожными линиями подскочит трафик;
исходя из предыдущего пункта, становятся явными возможные конкурентные тарифы при разумном сроке окупаемости всего проекта.
Так почему же проект не реализуется? А кто сказал, что он заброшен? Во-первых, непрерывно идут исследования в области различных аспектов эксплуатации такого грандиозного объекта. Например, алгоритм действий при угрозе столкновения с подводной лодкой, при подводных землетрясениях и так далее. А во-вторых, тот же Илон Маск продолжает исследования в области реализации его амбициозного проекта Hipper Loop (тот же принцип, только на суше).
Главной проблемой этого проекта, отличающего его от тех же криптовалютных стартапов, является вовсе не отсутствие спонсора — существуют инструменты мобилизации общественных капиталов, которым и сумма в $1 трлн по зубам. Просто пока труба не будет построена полностью, отдачи от нее не начнется, а это подразумевает напряжение слишком больших производственных сил. В результате проект становится слишком рискованным.
Так что пока остановились на газопроводах, уложенных на морское дно, как на пределе технологических и экономических возможностей.
Сверхзвуковая пассажирская авиация
Не то чтобы у проекта не было спонсора. И советский ТУ-144, и французский Concord появились почти одновременно — в 1968 и 1969 годах соответственно. Созданы они были под чутким «побудительным контролем» высших государственных властей обеих стран, так что, по сути, спонсорская рента измерялась буквально толщиной госбюджета страны. Но вот вырасти в полноценный «хайп» не суждено было ни одному, ни другому.
Сейчас уже можно сделать экономические выводы и констатировать причины неудачи. Технологии, которые востребованы при строительстве таких лайнеров, являлись на тот момент слишком дорогостоящими.
Для военного самолетостроения — пойдет. Но вот гражданские перевозки по небу за приемлемые деньги с такой скоростью уже никогда не окупятся.
Concord просуществовал на дотациях существенно дольше ТУ-144, но программа была быстро закрыта после катастрофы. Глядя на экономические неуспехи в этом деле французов, американцы не стали в эту гонку даже и пытаться влезать со своим прототипом Boing 2707-300.
Очень обидно, конечно, что в далеких 70-х мы могли, например, долететь из Москвы до Алма-Аты за пару часов, а через 50 лет уже нет… Но радует то, что работы в этом направлении в наши дни ведутся и чисто логически они совершенно правильно сориентированы — на удешевление технологий производства комплектующих. Не нужен сверхзвук любой ценой. Нужно, чтобы окупалось.
Ориентировка на потенциальную пользу проекта для пользователей — залог успеха и гарантия того, что идея будет жить в веках. Криптовалютам здесь нет равных. Как бы их ни запрещали и ни третировали, ценности, которые они несут в себе, являются непреходящими, и их полезность будет постоянно возрождать и преумножать их биржевую стоимость.
Будущее никто не отменил. Его просто попросили не толкаться и встать в очередь. Какую? В очередь оправданных логикой технологических достижений. А кто попросил? Рынок с помощью своей невидимой руки. А это значит, что «хайп» недалек. Совсем рядом, буквально за горизонтом!