О мнении Германа Грефа, что банков в их привычном понимании не будет
Глава Сбербанка РФ Герман Греф часто говорит о неизбежности ликвидации банковской системы. Конечно, имеется в виду не крах с миллионами пострадавших вкладчиков, а кардинальное видоизменение отрасли, при которой она перестанет выглядеть так, как сейчас.
Причиной этого стал прогресс в развитии области информационных технологий. Он приводит к тому, что требуется всё меньшее участие людей в проведении банковских операций. Так, в этом направлении можно выделить две поистине революционные технологии:
-
Искусственный интеллект
Степень «продвинутости», а главное - темпы удешевления технологии сейчас достигли уровня, достаточного для внедрения в широкую пользовательскую практику. Тот же «Сбербанк» (по инициативе его руководства, разумеется) намерен существенно сократить штат юристов, заменив его программно-аппаратным комплексом, снабженным функцией постижения нового, то есть искусственным интеллектом.
-
Технология blockchain
Уникальная по своей простоте и в то же время гениальности построения программная идеология, воплощенная в виде последовательных технологических алгоритмов, способна создать настоящее «общество правды» - уже не в утопичных романах середины XX века, а в повседневной современности. Технология защищает данные, к которым она применяется, от фальсификации любым доступным мошенникам образом. А чтобы взломать сам программный комплекс блокчейн, нужны такие вычислительные мощности, что стоимость любой операции по организации хакерской атаки делает это мероприятие экономически бессмысленным. К тому же уровень необходимых мощностей все время растет.
На применении технологии blockchain основана идея любой криптовалюты. С появлением усовершенствованной версии этой технологии при разработке виртуальной валюты Ethereum существенно расширилась потенциальная область применения блокчейна. Теперь с его помощью можно:
- вести актуальные базы данных по заключенным контрактам;
- конструировать абсолютно защищенные платежные платформы;
- формировать электронные регистратуры (с базами данных по амбулаторным больным) в предприятиях системы здравоохранения.
Естественно, что сочетание широкого применения этих двух высокотехнологичных внедрений способно существенно изменить (и изменит) весь облик банковской системы:
- не нужно будет столько клерков, т.к. не будет таких операций, требующих труда человека или сводящихся к необходимости его внимания;
- про юристов уже было сказано выше;
- применение технологии blockchain высвободит множество специалистов из отделов информационной безопасности, ведь стоимость подтверждения транзакций в блокчейне на порядок меньше, чем зарплата проверяющего персонала;
- как следствие, не понадобится такое количество офисных помещений.
Сокращение издержек по всем указанным категориям, а также наличие какой-никакой, но конкуренции на рынке банковских услуг, неизбежно приведет к еще большему падению цен на них. Банки плавно, но все быстрее и быстрее станут переходить в виртуальную реальность, становясь… приложениями на смартфонах. Разве мы не наблюдаем эту ситуацию уже сейчас? Например, банк «Открытие» с его мобильным приложением «Рокет», «Тинькофф»? Все это пионеры облика банковской сферы будущего. И в этой связи невозможно не признать объективную справедливость суждений Германа Оскаровича о том, что банкиров станет меньше, даже если количество банков не изменится.
Хотя и здесь правота лишь частичная. На этом крайне важно сделать акцент. Дело в том, что любой банк – это, прежде всего, бизнес: осуществляется предпринимательская деятельность по торговле заемными средствами. Банк покупает деньги дешевле (в здоровой финансовой системе это обычно депозиты и сбережения физических лиц или остатки на счетах предприятий), обещая вкладчикам процент поменьше, и перепродает деньги дороже, выдавая их под больший процент заемщикам (опять же, при правильной структуре экономики основными заемщиками являются предприниматели, желающие инвестировать).
Здесь прослеживаются два крайне важных следствия:
- Банк должен как максимально расширять диапазон своих вкладчиков, так и привлекать порядочных заемщиков.
- Администрация банка должна проявлять поистине предпринимательскую хватку при выявлении тех, кому бы получаемые средства предоставить в долг. Да еще и определять (в процессе здорового торга), на каких условиях это осуществлять, как защитить свои вложения, ведь от этого зависит ликвидность всего финансового института в целом.
Как технология blockchain с этим справится? На текущем этапе развития искусственному интеллекту это пока тоже не по зубам. Главная функция банковской системы – быть глобальным перераспределителем инвестиционных средств в любой экономике. Поэтому если речь идёт о том, что банковские услуги легко могут быть заменены программными роботами, то это показывает отсутствие возможности у такого банка справится со своими функциями, являясь всего лишь сублимированной конторой счетоводов (то есть, по администрированию данных лицевых расчетных счетов). Такую контору действительно можно и нужно заменить парочкой-другой программно-аппаратных комплексов.
Но вот если руководство банка относится к своему бизнесу, как к полноценной предпринимательской деятельности, то такой банк хоть и сократит количество офисов, но никогда полностью не уйдет «в виртуальную сферу». Реальная жизнь и реальный сектор представительство требует в реале. Блокчейн здесь, сколько б он ни стоил, никогда не заменит банки.