Активы Виктора Вексельберга стоимостью $1,5–2 млрд были заморожены в результате действия санкций США в отношении бизнесмена и его группы «Ренова», сообщает Reuters со ссылкой на два источника. В результате санкций были заблокированы долларовые счета компаний, контролируемых «Реновой», рассказали они.
Как водится, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Но уж если раскрутится этот маховик административного делопроизводства, то как молох начнет крутить в фарш всех, кто в него попадет или, не ровен час, рядом окажется. Давно и долго уже американцы грозились в противостоянии с нашей суверенно-демократической страной перейти на личности:
- и санкции секторальные вводили;
- и персональные ограничения на посещение той или иной страны от союзников из этих стран ввести требовали;
- и даже подбивали элиту (правда, не совсем понятно, кого именно: имена-явки-фамилии) переворот дворцовый совершить! (Ну, это уж совсем неприлично!)
Но вот дошла очередь и до персоналий. И не до «мелочи пузатой» вроде эмигрантов лондонских, с деньгами казенными за бугор во внедосягаемость трехбуквенной организации сваливших, а до самых что ни на есть передовых столпов отечественного предпринимательства.
Если, конечно, крупнейшие отечественные монополии можно в бизнес записать — уж больно они на советские отраслевые министерства (главки да тресты) смахивают.
Весомость проблемы
Их портреты, на минуточку, половину разворота Forbes занимают. И начали вашингтонские ястребы совсем не по алфавиту (хотя тоже ничего так получилось бы…), а по значимости этих деятелей для самого верховного российского руководства.
Как опустился тяжелый молот вашингтонских санкций на «Ренову» — вздрогнули ее швейцарские активы. Завибрировали Sulzer и Oerlikon и побежали отнекиваться да отрекаться от своих российских акционеров.
Ну как отрекаться? Дивиденды отказались выплачивать за 2017 год. А и было тех заработков аж на $132 мегабакса с полтиною!
А, окромя прибылей недополученных, еще капиталов разных «Ренове» минимально на полтора ярда американских денег прищемило! Убедительными стали джедайские «санкшенз», ничего не скажешь. Состояние Виктора Феликсовича Вексельберга один глянцевый журнал оценил под $13,5 млрд. Казалось бы, как в фильме «Иван Васильевич меняет профессию»: «Государство не обеднеет — забирайте!» Но тут ведь какое дело: капиталы оцениваются по рыночной стоимости акций предприятий, из которых они состоят. Удар по Виктору Феликсовичу — это попадание по всему кластеру активов. Достаточно прижать какой-нибудь элемент из общего портфеля, как рынок, осознав проблему, всю капитализацию сожмет, как мочалку (такую поролончатую).
Подтянули юристы «Реновы» целое швейцарское правительство для решения проблем своих глобальных с заморозками, да разве их решишь? Все «решалы» в Вашингтоне тусуются, только вот решать ничего не настроены.
Очень выдался конкретный звоночек отечественным олигархам относительно того, что делать им надо. Глобальная дилемма вырисовывается — это да! Значит так:
- обратно нельзя — посадить могут! (Да и вообще, как по реплике товарища Саахова из «Кавказской пленницы»: «Слушай, сам не хочу, да!»);
- вперед нельзя только что стало, а главное — что это сразу стало всем понятно. (То есть продолжать инвестировать в прежнем духе уже «не дадуть»);
- а если стоять на месте, то тем более огрести можно — тут двигаться нужно, петлять, а то замерзнешь.
Ключ от санкционного комбайна
А позже пришла еще одна новость, так сказать, в масть. Взялись ястребы за Олега нашего Владимировича Дерипаску. Да так взялись конкретно, что даже на Ямайке у него тамошние «папуасы» завод национализировать грозятся. Что интересно, сам по себе Rusal американцам не интересен — дескать, плавьте свой «люминь», если уж вам так невмоготу. Желают они более не видеть на его троне самого Дерипаску…
Вот что Sulzer, что персона Дерипаски — все это «внеоборотные» активы. Они, конечно, ценны, но их весьма трудно перегнать в валюту.
Концерну Sulzer не дали сделку по выкупу собственных акций на $0,56 млрд завершить — зависли денежки.
А вы думаете, американцы до более ликвидных активов вроде непосредственно денежных не дойдут? Уже дошли («Ренова») и пойдут еще дальше. И таким комбайном пройдутся, что не спрятаться, не скрыться ни в каких офшорных юрисдикциях будет! Разве что только… биткоин…
Вы заметили, как окреп в последнее время наш электронный виртуально-валютный носитель либерализма? Недавно так чихал, что чуть не ниже $6 тысяч проваливался, а сейчас уже на десятку задирается. Тут есть одна мысль, что подобная подтяжка к уровням некогда утраченных ценовых фантазий связана с оплачиваемым интересом некоторых предпринимателей, коим хвосты прижали, к данному, хоть и не проверенному, но все же независимому активу. Проще говоря, закупились слегонца наши олигархи «битком» — взяли по 100 г на пробу. В конце концов, с санкциями еще не известно, что будет, а биткоин, как пустые бутылки, — всегда вещь.
Волатильный риск
Такая уродилась концепция. Посмотреть на сводки потерь капитализаций крупнейших российских состояний за первый день боя (после озвучки санкций). У того же Олега Владимировича Дерипаски — минус 25%, у Владимира Потанина — минус 10%, у Сулеймана Керимова — минус 22%. Послушайте, не припомнится что-то, чтобы биткоин при всей своей волатильности за день пятерку, четверку или даже тройку тысяч долларов стоимости потерять мог. На пару тысяч падал — это да (но, кстати, всегда корректировался).
Это все к тому, что цена риска ухода в криптовалюту становится все меньше. Скоро держать активы в традиционном формате станет опаснее и затратнее, чем в непредсказуемом и волатильном биткоине. И вот тогда-то начнется очень даже предсказуемая и вполне счастливая сказка с хорошим концом. Для всех, кроме джедаев, между прочим!