Идеализм всегда был присущ человеческому мировосприятию. Говорят, идеал недостижим, но стремиться надо. Возможно. Но, если исповедовать более сдержанную поведенческую теорию, нельзя не вспомнить о балансе стремления к совершенству и текущего удобства существования.
Криптовалюты сильно изменили восприятие мира у многочисленных частных предпринимателей. Оказалось возможным и дешевым то, что раньше было недосягаемым, слишком административно хлопотным и небезопасным. Очень многие получили такие экономические возможности, о которых и мечтать не приходилось. В сущности, именно эти эффекты и послужили толчком для начала кампании по ужесточению регулирования криптовалютного рынка со стороны стран АТР (и прежде всего Китая).
Но возможны ли ситуации, при которых достигалась бы гармония? Существуют ли хотя бы в теории такие равновесные точки, где интересы частников и устремления государственных администраций могут быть сбалансированы? И если да, то как достичь этого ценного состояния?
Девальвация тайны
Экономическая теория игр довольно подробно описывает поведенческие модели, в которых игроки располагают разной информацией как друг о друге, так и о внешней ситуации. Во всех случаях преимущество имеет тот игрок, который знает больше.
Конечно, это очевидно и без игровых теорий. Если мы знаем, что где-то минералка стоит в два раза дешевле, то у нас появляется конкурентное преимущество: мы можем выпить в два раза больше на ту же сумму.
Криптовалюта дает своим пользователям анонимность. (Обезличенность — слишком мягко.) Это очень большое преимущество для пользователей и крайне болезненная проблема для государства. Всю послевоенную историю органы финансового контроля эволюционировали, пытаясь создать условия, при которых той самой знаменитой и священной банковской тайны более не существовало. Да-да, полная осведомленность государственной администрации относительно всех ваших финансовых накоплений и потоков — это конечная цель всех этих преобразований.
Вначале были взяты под контроль безналичные платежи (ну, это просто). Затем в постиндустриальных странах началось обезналичивание экономик. Ведь наличные деньги — это идеальные носители тайны: никто не знает, кому вы платите и за что, — замечательный инструмент, чтобы воротить темные делишки.
А кстати, почему так надо, чтобы не существовало финансовой тайны? Главным образом по двум следующим причинам:
- Для искоренения и профилактики теневой экономики. Наличные деньги — это хлеб криминалитета, великолепный инструмент для отмывания капиталов. Согласитесь, трудно себе представить формулировку платежа: «оплата за партию оружия», или «моксачка за дурь», или «взятка». Именно для того, чтобы предотвращать прохождение таких платежей, существует финансовый мониторинг в РФ и аналогичные органы в других странах.
- Для предотвращения уклонения от уплаты налогов. Пресловутая обналичка в отечественных реалиях — это инструмент серьезной экономии предпринимателей на НДС и на налоге на прибыль. Отправленные по безналичному расчету и полученные обратно наличными деньги позволяют увеличить себестоимость и сократить обязательные платежи. Все в выигрыше, кроме государства.
Криптовалюта — это фактически «прокачанные» наличные деньги. Так сказать, версия «нал 2.0». Ее продвинутость — в компактности. Если наличные деньги еще можно обнаружить и физически изъять, то средства виртуальные, хранящиеся на обезличенном кошельке, какими бы огромными они ни были, технологически недосягаемы не то что для контроля, но даже для простой детекции. А это значит, что их можно использовать:
- для дачи взяток как в микромасштабах, так и в особо крупных размерах;
- для вывода капиталов из страны;
- в качестве расчетного средства в теневых секторах экономики.
Как ни печально, но идеальная экономическая модель криптовалюты предполагает отказ от обезличенности при использовании любых видов криптовалют. Увы! А иначе будет вечный бой (и покой нам будет только сниться) с органами финансового контроля и парад запретов.
Вертикаль майнинга
Вот сразу нет! Следует принять на эмоциональном уровне, что все, что кажется нам правильным и справедливым в области управления традиционными финансами, не является приемлемым для валют виртуальных. Никакая подлинная криптовалюта (Ripple в этом случае — не вариант) не может быть централизована по определению.
Криптовалюту можно сравнить с красивой женщиной. Всем известно, что красивая женщина — это клад, то есть владельцу принадлежит только 25%.
В случае с криптовалютой и 25% в одни руки — слишком много. Фундаментальная идеологическая предпосылка виртуальных денег состоит в их абсолютном либерализме. Не должно быть никаких нерыночных рычагов воздействия на них. Если в одних руках (то есть с централизованным началом) сосредотачивается значительное (намеренно не приводится абсолютный уровень) количество инфраструктуры, то это «начало» будет иметь возможность оказывать нерыночное давление на стоимость криптовалюты.
В первую очередь, конечно, речь идет о майнинге. Майнеры выполняют две основные функции:
- добывают новые значения (выигрышные хэши);
- осуществляют сбор подтверждений для прохождения транзакций.
Вот представьте, что в каких-то руках сосредоточилось хотя бы процентов 10 всего майнерского хэшрейта. Ведь владелец может заранее продать, например, фьючерсные контракты, а затем искусственно прекратить процедуру добычи, в результате чего криптовалютная сеть начнет испытывать трудности с прохождением платежей. Спекулянты не преминут воспользоваться этим фактом как поводом для игры на понижение. В результате хозяин может получить нехилый бонус (столько бы он в спокойном режиме не намайнил), зато держатели криптовалюты (которые, к примеру, формировали из нее свои накопления) получат серьезный убыток (хоть, возможно, и краткосрочный).
Биткойн как первый альткойн формировался именно как независимая от государственного регулирования валюта, которая будет работать на основе объективных рыночных факторов. К сожалению, идею воплотить в реальность не удалось — более 75% майнинговой мощности оказалось распределено всего лишь между пятью крупнейшими пулами, большая часть из которых к тому же еще и расположена на территории одной страны — Китая. Ну ничего, на ошибках учатся.
Проект майнеров-обогревателей, которые бы работали, как отопительные приборы в квартирах, сбрасывая в их атмосферу нагретый микросхемами (в результате добычи) воздух, с этой точки зрения вполне логичен и оправдан. Идеальная экономическая модель криптовалюты подразумевает рассредоточение майнингового оборудования между бесчисленными и, желательно, не особо амбициозными пользователями, которые не будут стремиться к тому, чтобы наращивать свои вычислительные мощности. Так что очень может быть, что в будущем в очередях в сберкассу старушки будут просить кассира реинвестировать часть пенсии на подтяжку своего хэшрейта. Поживем — увидим.