Суверенная финансовая система издавна была основным признаком власти монарха. Чьи деньги ходят в народе, тот и руководит этим народом – всегда было основополагающим принципом в построении вертикально-интегрированной государственной власти. Со временем этот принцип усилился необходимостью контроля (и порой тотального) за осуществляемым оборотом денег.
Точки воздействия
Некоторые граждане стремятся не платить налоги со всех своих доходов или занимаются противоправной деятельностью, получая незаконные доходы. Ещё сложнее, когда некоторые хозяйствующие субъекты, занимаясь легальной экономической активностью, допускают нарушение фискального (и финансового в целом) законодательства, что приносит им доходы, иногда сравнимые с прибылью от основного вида деятельности.
Противостояние всем этим нарушением с целью отстаивания законных интересов государственной власти стало наиважнейшей задачей исполнительных органов любой страны. И чем больше государство, чем сильнее его экономическая составляющая, объемнее торговый оборот, значительнее количество населения (т.е. хозяйствующих субъектов), тем сложнее работа по обеспечению фискальной чистоты экономической деятельности. Поэтому вполне естественно, что контроль за осуществлением хозяйственной деятельности перекинулся на самые чувствительные точки – финансы и денежный оборот.
Отслеживание транзакций хозяйствующих субъектов на сегодняшний день является самым эффективным средством выявления и предотвращения экономической нарушений и преступлений. Итак:
-
Вовремя заблокированный счет позволяет не допустить утечки капиталов из страны (перевод денег в зарубежный банк без наличия реального обоснования в виде осуществления международной торговой деятельности);
-
Проход денег по цепочке счетов юридических и физических лиц позволяет установить вовлеченных в осуществление преступной деятельности злоумышленников;
-
Борьба с терроризмом в настоящее время более, чем на половину приходится на контроль за движением денег.
И это только некоторые аспекты, которые свидетельствуют о важности и необходимости осуществления финансового контроля госорганами.
Американское первенство - вопрос
США – страна-лидер в области внедрения и использования прогрессивных и традиционных методов реализации финансового контроля. К ним можно отнести:
-
использование искусственного интеллекта для «разматывания» хитроумно запутанных оффшорных схем сокрытия доходов и «отмывания» их через рынок ценных бумаг;
-
то политическое воздействие, которое администрация США оказала на Правительство Швейцарии, чтобы последнее на законодательном уровне обязало администрации национальных банков раскрывать в режиме онлайн информацию обо всех их вкладчиках и контрагентах-гражданах США. Теперь любой традиционный швейцарский банк обязан предоставлять всю (!) свою клиентскую базу, если хотя бы один из его клиентов купил (условно) хоть одну акцию американского предприятия, не говоря уже о ситуации, если в списке клиентов присутствует американец.
Разумеется, отсюда вполне обоснованный вывод, что контроль за денежным обращением является для Правительства США одним из самых важных инструментов реализации своей политики влияния в мире. Тем страннее выглядит позиция официальных органов власти этой страны по отношению к криптовалютам и, в частности, к биткойну.
Взгляд на биткойн в разных странах
Воинственный блок
Страны по-разному воспринимают криптовалюты. Кто-то их «не переваривает». Как правило, это страны с авторитарным укладом политической системы. Монархи там (как бы они ни назывались) видят в неконтролируемой ими лично валюте угрозу, прежде всего, для своего существования. Ведь получается, что с помощью таких денег в абсолютной тайне от органов государственного контроля можно профинансировать целый… госпереворот? Иные аспекты, как правило, относятся на второй и дальше планы, и о них более не вспоминают. Сам факт признания мировым сообществом неких электронных чисел в качестве всеобщего обменного эквивалента представляет собой вызов для этих режимов, ведь такие деньги отсутствуют в бумажном виде – их нельзя изъять, арестовать или конфисковать. Невозможно их подделать (скомпрометировать доверие к ним со стороны пользователей). Перемещаются они по кошелькам, которые могут быть никак не верифицированы (т.е. анонимны). Если же кошельки не обезличены, то всё равно не факт, что информацию об их владельцах возможно каким-то образом получить. Так, абсолютно нет возможности кого-то наказать за осуществление неправильных, с точки зрения монарха, действий. И здесь приговор биткойну весьма категоричен – запрет. Яркими примерами таких государств являются Индонезия и Венесуэлла (кстати, не очень развитые в экономическом и социальном отношении страны).
Принимающая сторона
На другой чаше весов стоят государства, которые видят в криптовалютах модель будущего устройства мира. Под биткойном подразумеваются исключительно возможности для хозяйствующих субъектов, которые он с собой несет. Такие страны объединяют собой народы с высокой культурой организации. Граждане там в большинстве своем довольно состоятельны. В обществе присутствует согласие на необходимость уплаты налогов (порой в очень больших объемах – до 70% от общей суммы дохода). Как правило, это демократические общества, и верховная исполнительная власть там стабильна, даже потенциальная угроза ее смещения кажется невозможной. Типичными примерами таких стран являются Швеция, Норвегия, с недавних пор Япония (криптовалютата признана официальным средством платежа). Биткойн в таких странах для граждан – способ сэкономить время и средства на транзакционных издержках, для правительств же – возможность раньше других освоить перспективные формы устройства всей финансовой системы в целом. Логично, что граждане таких стран в своих налоговых декларациях учтут даже те доходы, которые они получают в биткойнах и заплатят с них налоги. А перечисляя биткойны за границу как средство платежа (например, за приобретение партии товара), это укажут в грузовой таможенной декларации при уплате импортного НДС. Результат: в этих странах сатошами можно расплатиться в кафе за пирожное или же купить за несколько лайткоинов телевизор в магазине.
Колеблющееся большинство
И, наконец, третий, самый широкий сектор, – страны колеблющиеся. Их большинство. В их число попадают такие гиганты, как Китай и Индия, к ним относится и Россия. Эти страны отличаются недостаточно высоким фактическим уровнем экономической свободы граждан, хотя она все же присутствует. Далеко не все (как правило, по причине коррупции) склонны там платить весь объем налогов, но, тем не менее, налоговая дисциплина также существует в силу возрастающей эффективности контроля за денежным оборотом. Капиталам в таких странах не всегда бывает уютно, и он бежит оттуда, если представляется возможность. Но эти страны обладают различными привлекательными и перспективными факторами производства, использование которых сулит предпринимателям если не сверхприбыли, то прибыли сверх нормы.
Возможно, правители таких стран достаточно уверены в своей политической устойчивости (в конце концов, не национальной валютой единой живы), но признание криптовалюты в качестве платежного средства повлечет за собой массовый уход хозяйствующих субъектов в неконтролируемый сектор (в данном случае мало чем отличается от теневого). А это, прежде всего, будет «ударом под дых» для формирующейся налоговой дисциплины.
Биткойн в США
Чтобы проиллюстрировать отношение сверхдержавы виртуальным валютам, следует перечислить ряд статистических сведений:
-
ВВП США долгое время являлся первым в мире (недавно первое место по этому показателю Америка разделила с Китаем).
-
Военный бюджет США в 5 раз больше, чем военные бюджеты всех остальных стран мира в совокупности.
-
Доллар США признается платежным средством в любой точке земного шара, даже если Правительство какой-нибудь страны его использование запрещает (например, в Северной Кореи).
-
Политико-экономический вес США настолько велик, что позволяет обязывать своих союзников, к примеру, в Европе (те, что не самые сильные в мире государства) принимать объективно невыгодные последним экономические решения (например, экономические санкции против РФ).
И тут появляется биткойн. Долгое время он был незаметен в силу своей невысокой стоимости. Но вдруг эта криптовалюта «полезла» вверх и достигла капитализации в размере $300 млрд. Вместе с тем величина эмиссии федеральных долговых облигаций США достигла $20 трлн. А в мире, по экспертным оценкам, гуляет не менее $50 трлн. Что тут сказать? Есть мнение, что Америка просто не видит в биткойне никакой угрозы своему доллару. И этому есть еще одна причина. Власти США вовремя осознали тренд в обществе на анонимность. К ней стремятся и будут стремиться все и всегда, показывая кому бы то ни было лишь ту часть своего заработка, которую они посчитают нужным. Так, может, не нужно «ломиться в открытую дверь» и пытаться тотально контролировать все счета и транзакции? Может, нужно контролировать некие иные актуальные «болевые» точки, например, самих субъектов - налогоплательщиков?
США обладают наиболее продвинутой системой глобального анализа экономических взаимоотношений в мире. Проще говоря, в Белом доме знают, когда какой-нибудь мальчик в Дели покупает, к примеру, мороженое. Такой подход в сочетании, конечно же, с высочайшей политической устойчивостью власти полностью устраняет какую-либо угрозу, которую теоретически может генерировать биткойн. Поэтому правительства всех 50 штатов уже легализовали хождение «битка» на территории своей внутренней юрисдикции. Дело за федеральным центром.