Знаете, говорят, что, если в разных географических точках у несвязанных друг с другом людей возникают похожие идеи, значит, эти идеи верные… Но это не так!
Историческая справка
В XIX веке, особенно в период царствования императора Николая I, Россия стагнировала. Деградация в экономическом, научно-техническом и социальном развитии была настолько серьезной, что только сокрушительный провал Крымской кампании (с последующей смертью главнокомандующего) смог привести общественную мысль к необходимости скорых, кардинальных и прогрессивных перемен. И, тем не менее, еще к 1850 году по формальным признакам Империя обладала всеми чертами передовой державы:
- Железные дороги: в наличии действующая линия от Петербурга до Царского села с помпезными вокзалами и инфраструктурой. (Правда, целевое назначение – увеселительное, и количество поездов по пальцам одной руки пересчитать, но ведь есть же).
- Телеграф: первой регулярной телеграфной линией стала созданная в 1841 году линия “Зимний дворец - Генеральный штаб” (впоследствии продленная до Царского села), по сравнению с лондонской линией от 1837 года, почти что «в ногу».
- Золотые запасы: к 1845 году на территорию России приходилась почти половина всей общемировой добычи этого драгоценного металла.
Присутствовало махровое крепостное право, не было образовательной системы, но какие просторы, гляньте, как враги боятся! Как именно они испугались, стало окончательно ясно в 1855 году как раз в Севастополе. В свете объявленных выше достижений, не кажется ли, что никакие это и не достижения вовсе, а лишь своеобразные «новомодные игрушки» действовавшей царской администрации, которые даже не дотягивают до того, чтобы быть украшениями Империи?
Прошло полтораста лет, настал век криптовалют. Сначала в биткойн никто не верил. Долгое время он оставался «белой вороной», и даже появляющиеся на его основе форки рассматривались исключительно, как эксперимент, – интересная тема для фанатов-программистов. Но вдруг выстрелило: биржевой курс стал расти, как на дрожжах, причем никакая другая «тема» в мире (разве что кроме контрабанды наркотиков и оружия) не проявляла подобной динамики, доступной для эксплуатации широким народным массам. Как следствие, в «высокотехнологичных» кругах начались обсуждения, посвященные потенциалу криптовалют и исследованию их уникальных свойств.
Подобные дискуссии дошли и до кругов административных, причем сразу на федеральном уровне. Юридического и фактического признания виртуальных денег как валюты в большинстве стран, конечно же, не было и не предвидится (нашли дураков – полномочия собственные ослаблять). Но прослыть:
- высокотехнологичной;
- модернизированной;
- продвинутой;
- цифровой;
- инновационной;
- постиндустриальной;
- креативной;
- высокообразованной;
- прогрессивной;
- восприимчивой к нововведениям, -
державой хочется всем. Вот и вырастают крайне неумные финансовые затеи в головах государственных мужей о создании собственных (то есть национальных, конечно) криптовалют аки дополнительные аксельбанты на дембельском мундире. Понимание виртуальных денег отсутствует даже базисное (как у старослужащего в армии об эстетике).
Так не бывает!
«Криптокарбованец», «криптоманат» и даже «крипторубль» - стоит добавить приставку «крипто-», и старый, заезженный многократными девальвациями и деноминациями фиат как будто получает второе рождение. Но что стоит за такой валютой?
Сейчас очень модно говорить о якобы главном недостатке виртуальных денег: мол, что они ничем не обеспечены. А вот национальный (читай: выпущенный государством альткоин) будет:
1) обеспечен государственной поддержкой в виде… И чего только не предлагается в обеспечение: от золота - английским центробанком (кстати, он от идеи выпуска собственной криптовалюты отказался) до нефти – у регулятора в Венесуэлле.
Контраргумент: никакое государство не обеспечивает свою традиционную валюту хоть чем-нибудь, кроме как свободой того, кто отказывается принимать ее в качестве единственного платежного средства на территории его юрисдикции. А тут, значит, резко начнут выигрышные хэши на золото менять? Как-то не верится.
Если даже через систему нескольких конвертаций можно будет за национальную криптовалюту драгоценный металл в банке закупить, то чем это отличается от ситуации с традиционными деньгами? Или золото будет продаваться только за «крипторубли»? Так, может, сразу золотую монету ввести в обращение?
2) подвластен государственному регулированию.
Контраргумент: какое же это в приниципе преимущество для виртуальных денег?
Фундаментальная идея криптовалют предполагает образование финансовых активов, полностью независимых ни от влияния государств, ни от частных «регулировок». Ведь только тогда нельзя будет принудительно девальвировать валюту.
Так почему же зависимость изначально либерального всеобщего эквивалента от государственных манипуляций преподносится как благо? В чем тогда отличие национальной криптовалюты от традиционной валюты? Какие преимущества, не свойственные фиатным деньгам, будет нести с собой «национальный форк»?
Неужели кто-то научился совмещать в одном флаконе свободу и зависимость? Обезличенность и контролируемость? Нет, так не бывает! И это даже не в стиле писательских утопий, а равновес идеи всеобщего равенства.
Резюмирующий вопрос – зачем?
К сожалению, на все эти вопросы есть ответы. Князья и феодалы рангом пониже просто стремятся обзавестись модной, но с объективных точек зрения абсолютно ненужной «блестяшкой», которая будет выгодно смотреться на парадном мундире возвышенного национального самомнения. Заодно, может, получится решить некоторые более прикладные проблемы:
1. «Стащить» часть бренда с раскрученных альткоинов, чтобы поднять собственный «национальный форк».
Глядишь, часть что-то слышавших о биткойне клюнет на национальную криптовалюту да и вложится в неё. Но, уважаемые, это уже на грани попытки массового мошенничества – идеи с не до конца понятными целями (прежде всего, для самих организаторов), зато в размерах стран (то есть особо крупных).
2. Дискредитировать саму идею криптовалют.
Совсем нет уверенности, что в правительстве сидят желающие обходными маневрами лишить биткойн с эфириумом доверия широких масс хотя бы на уровне собственного населения. В глупость и некомпетентность верится охотно, в злой же умысел – нет.
Пожалуй, наиболее близким по смыслу к выпуску национальной криптовалюты действием является деноминация. Еще перепись. И там, и там существуют расходы, и не малые. Но в первом случае они оправдываются чем-то вроде «улучшения эмоционального отношения к отечественным денежным знакам». Во втором же возникает закономерный вопрос: по действующим документам людей посчитать невозможно?
Обратите внимание, каков уровень и масштаб абсурда! И, что особо пугает, во многих местах планеты сразу.
>