Почему в сослагательном наклонении? Потому что контекст подразумевается регулятивно-государственный. И в целом правильнее всего было бы сформулировать тезис так: «Чего лишает себя держава, отказывая в признании биткойну как валюте». Про достоинства криптоденег уже сказано немало, и прозвучит еще больше. Однако хотелось бы разобрать возможное его применение для блага именно российского общества, причем в текущих конъюнктурных условиях.
Иные государственные мужи (на уровне советников, как правило) нет-нет да и позволяют себе одобрительные высказывания в адрес криптовалюты, подводя к выводам о необходимости конструктивного подхода к ее признанию в качестве полноценного платежного средства (хоть и валютного).
Однако эти короткие тезисы просто тонут в бесконечном море новостей и аналитики по иным, более насущным вопросам. Но если разобраться, то что может быть более насущным? Итак…
Долевое финансирование в криптовалюте
Наша великая родина вступила в неравную экономическую схватку с темными силами мирового империализма во главе с «вашингтонским обкомом». Нам выставили санкции, иными словами - подговорили всех в песочнице с нами не дружить и игрушками не делиться. И, что интересно, большинству «ребятишек»-то как раз дружить с нами очень даже здорово и полезно, потому что у нас есть много вкусных конфет (вроде углеводородов и разного прочего металлического и редкоземельного сырья). Вот бы поменяться: мы им конфеты (участие во всяческих инфраструктурных проектах), а они нам игрушки (технологии, кредиты и всякие другие забавы веселые).
Но «старший брат» зорко следит за своими подопечными и обещал больно бить по рукам предателей-ренегатов, которые вздумают налаживать двусторонний экономический диалог с нашей страной (а некоторым вроде Болгарии вообще конечности повыдергивает за «потоки» всякие).
Санкции начинают становиться реальным барьером на пути внедрения различных, хоть и полезных, но весьма дорогостоящих затей (типа трубопроводов или морских терминалов). Примером, демонстрирующим это, стала угроза американских властей ввести финансовые наказания для любых компаний, которые вложатся в Nord Stream-2. И это подействовало! Европейские гиганты, как один, прикинули в уме возможные последствия от американской опалы, сравнили с бонусами от участия в проекте трубопровода и единогласно отказались его финансировать.
А что же мы? Помнится в далеких 50-х прошлого века очень уж озабочено было советское правительство возможной девальвацией американских долларов в партийных резервах, находящихся на банковских счетах в различных странах (озабоченность была не праздной, а связанной с авантюрой США на Корейском полуострове). Но прямой вывод средств или их конвертация были сопряжены с такими налоговыми и транзакционными издержками, что проще было оставить эти средства «догнивать» в угаре обесценения.
Может, обошлось бы, но нашлись светлые умы, которые предложили использовать «Московский народный банк» в Лондоне, по наследству доставшийся советской власти от царского режима, чтобы была возможность применить транспарентность имеющегося законодательства и избежать каких-либо налогов, при этом перевести средства и совершить конвертации. Так, появилась практика оффшоров, знакомая нам по сей день. Капиталистические механизмы, грозившие помножить партийные средства на ноль, использовались для того, чтобы на них еще и заработать.
Хочется сказать: «Ведь могут же, когда захотят!» Так что с криптовалютами? Не могут? Или не хотят? И еще раз. Основными ценными свойствами криптовалют являются:
- обезличенность;
- трансграничность.
Если не верифицировать свою личность на холдере, то невозможно определить владельца. Происхождение этих денег в географическом плане тоже узнать невозможно (даже если выявить сервер, то к резиденту какой страны относится кошелек - непонятно). Если бы Газпром начал принимать инвестиции по проекту «Северный поток-2» в биткойнах (например), то ему не пришлось бы финансировать его в одиночку, как сейчас. А западные детишки-инвесторы только бы ему руки целовали за то, что он избавил их от угрозы еще более западных, чем они сами, санкций.
На самом деле, почему было бы не использовать эти свойства криптовалюты во благо страны, для обхода санкционного режима, как в далеких 50-х спасли советские фонды? Недавно Сергей Глазьев на эту тему как раз выступал. И что самое главное – поезд еще не ушел, деньги на трубу еще не начинали тратить, так что организовать выход Газпрома на криптовалютный рынок еще не поздно.
Ход конем
Это, право слово, будет незабываемое ICO. А для всей системы виртуальных денег это может стать таким толчком к росту, что недавнее ралли биткойна до $20000 будет казаться детской прогулкой. Эффект от такого действия может затмить все ассиметричные ответы Западу за все время новейшей истории. Сколько полезных эффектов можно было бы этим добиться:
- Апробирование «альтернативных маршрутов» организации финансирования объектов стратегической для страны значимости методом криптовалютного краудфандинга в ситуации агрессивного противодействия не менее сильных в политическом и экономическом отношении стран.
- Не нужно будет никому ничего доказывать и обосновывать, в либеральность национальной идеи капитализма бизнес поверит без слов, просто покупая соответствующие токены.
- Можно было бы перехватить инициативу в формировании рыночной стоимости криптовалют у несомненных лидеров – стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Эта «материя» весьма тонкая, но отнюдь не малозначимая. Иными словами, весь мир будет прислушиваться, затаив дыхание, к словам нашего президента, а не корейского.
Ленин бы сказал: «Буржуи сами продадут нам веревку, на которой мы их повесим». Однако для целей данной статьи более подойдут термины ассиметричный ответ и смекалка.
Не попало
Только вот не кажется ли вам, что тезис Глазьева прозвучал как-то совершенно неубедительно? И вина в этом отнюдь не Сергея Юрьевича. Просто зерно великолепной идеи, свидетельствующей о высокой квалификации инициатора и понимания им истинных должных перспектив и устремлений отечественной экономики, упало на абсолютно неплодородную почву зашоренности сознаний российских чиновников и их банальной некомпетентности не то что в особенностях обращения криптовалют, но даже доморощенного рубля.
Что ж, это очень плохо, что из ассиметричных мер наша страна может только размещать ракеты «Искандер» в Калининграде.