До того как эмиссия биткоина крайне замедлится, остается все меньше времени. Конечно, биткоин-сообщество регулярно сдвигает планируемую дату выпуска на рынок последней монеты, но и этот момент в глобальной перспективе не так уж далеко.
Уже давно стало известно о возможности ускорения добычи новых блоков путем использования сначала видеокарт GPU или FPGA, а затем были созданы и специализированные процессоры ASIC, заточенные именно под вычисление хешей в блокчейнах, что привело к тому, что еще в 2013 году майнинг «цифрового золота» на домашних устройствах перестал быть рентабельным.
Прошло пять лет — и весной этого года начались продажи специализированных майнинговых пулов для Ethereum. Поскольку таким образом можно добывать не только токены родительских валют — биткоина и «цифрового серебра», но и монеты всех тех, кто базируется на их блокчейнах, не меняя алгоритмы их работы, можно сказать, что для фарминга сейчас доступны, наверное, две трети существующих криптовалют. За счет этого продажи специализированного оборудования растут, и сегодня каждый может выбрать что-то на свой вкус или кошелек: от небольшого домашнего серверного холодильничка до морского контейнера-рефрижератора, наполненного ASIC-шкафами, или даже целого цеха со сложнейшими системами охлаждения и кондиционирования.
Однако на этом фоне все больше новых криптовалют уже на стадии разработки закладывают в свои алгоритмы ограничения, которые не позволяют осуществлять их добычу на «промышленном» майнинговом оборудовании. Это стало происходить вскоре после того, как криптоэнтузиасты, увидев, что случилось с майнингом биткоина, стали бить тревогу, заявляя, что такой подход губит такие базовые идеи, на которых создавалась первая криптовалюта, как общедоступность и децентрализованность. Если практика защиты новых блокчейнов от возможности расчета блоков на ASIC и подобных им системах будет распространяться, владельцы крупных ферм могут остаться не у дел.
В конце концов, не стоит забывать, что в поисках средств для поддержания своего существования «стационарный бандит» государства может придумать новый налог, жертвой которого выберет добытчиков криптовалют. Я, кстати, сейчас не про Россию, а про любое государство вообще. Подробнее про «оседлого бандита» вы можете почитать у американского экономиста Мансура Лойда Олсона. Налог этот, в силу ли неумения представителей власти произвести надлежащие расчеты, из-за их жадности или самонадеянности или просто по глупости (всегда помните про «бритву Хайнлайна»), может оказаться таким, что продолжать заниматься майнингом окажется невыгодным — а морской контейнер далеко не утащишь, тем более нет никаких гарантий того, что соседние государства не окажутся еще хуже настроены к «цифровым рудокопам».
Как видите, существует множество причин, по которым ваша ферма однажды может превратиться из золотой кареты, везущей вас в будущее, в тыкву, — так что предлагаю заранее подумать, что с ней делать, когда это случится.
Итак, вот ситуация: вы являетесь владельцем мощной вычислительной системы. Вообще-то — очень мощной, пусть, вероятно, и специализированной — наверняка решения, которые позволят приспособить те же ASIC-процессоры под что-то, кроме майнинга, рано или поздно появятся — и скорее рано, чем поздно. Кому могут пригодиться эти возможности в мире, где «промышленная» добыча криптовалюты лишится экономической привлекательности и смысла?
Кому теперь нужна ваша ферма? На самом деле — многим. Тут есть два пути: вы хотите продолжать на ней зарабатывать или считаете, что уже получили достаточно средств к существованию, и решили податься в филантропию. (Ничто не мешает совмещать их и использовать ту часть ресурсов, которые в данный момент некому продать, в благотворительных целях, бесплатно предоставляя их нуждающимся.)
Само понятие «ферма» применительно к мощным вычислительным системам впервые было использовано задолго до появления блокчейна и криптовалют. Еще в 90-е многие дизайнеры, частным образом занимающиеся трехмерным моделированием — интерьеров ли, новых предметов быта или миров и персонажей компьютерных игр, были вынуждены обращаться к распределенным вычислениям, объединяя ресурсы компьютеров, входивших в доступные им локальные сети, в «рендеринговые фермы». Тогда обсчитать сложное 3D на обычной машине, стоявшей на столе простого пользователя, было практически невозможно, это занимало бы дни, если не недели — а создание кластеров, включающих, например, все компьютеры студенческого общежития, позволяло произвести необходимые для рендеринга трехмерного объекта вычисления гораздо быстрее. Понятно, что делать это можно было только в то время, когда компьютеры «простаивали» — или договариваясь с их владельцами о том, чтобы те предоставляли вам определенную часть имеющихся у них мощностей на постоянной основе.
Сегодня, конечно, рендеринг 3D-моделей стал куда более доступен, а вот другой тип распределенных вычислений, возникший в те же годы, спроса не утратил. Создатели таких сетей не спрашивали согласия владельцев компьютеров на использование их ресурсов — они просто вторгались в пользовательские устройства с помощью вирусов и занимали своими расчетами часть машины. Такие «бот-фермы» (тогда слово «бот» обозначало в первую очередь подобную зараженную машину-зомби) использовались для организации массированных DDoS-атак, применялись при взломах или служили цепочками для того, чтобы скрыть местонахождение злоумышленника, совершающего свое черное дело. Как вы, скорее всего, уже поняли, сегодня многие «зомби-сети» превратились в майнинговые пулы: с миру по нитке, но биткоины капают, а за электричество платят ни о чем не подозревающие жертвы.
Спрос на подобное использование вычислительных мощностей не исчезнет, вероятно, никогда, а некоторые взломщики готовы даже платить за услуги, когда им нужны какие-то экстраординарные мощности. Однако мы, конечно, не советовали бы вам впутываться в подобные операции — это чревато не только юридическими и моральными проблемами, но и возможностью заполучить на свои устройства червей, благодаря которым их можно будет продолжать использовать уже без вашего ведома, или как минимум несколько открытых бэкдоров, через которые можно будет незаметно воспользоваться ими, буде вновь возникнет такая потребность. Кстати, стоит на всякий случай держать кулачки за то, чтобы в случае начала глобальной цифровой войны государство не национализировало вашу ферму, чтобы отдать ее в качестве вычислительного центра своим хакерам в погонах.
Существуют и куда более приемлемые с социальной точки зрения способы сдать свои мощности в аренду. Можно предоставлять их компаниям, которые работают с владельцами маломощных компьютеров, желающими играть в современные игры, системные требования которых их устройство не способно потянуть, или самому создать подобную фирму — это достаточно прибыльное предприятие, благо, по крайней мере сейчас, рынок подобных услуг еще очень далек от насыщения, а спрос на них растет.
Кроме игр, можно предоставлять облачные мощности и для решения рабочих задач — в плане труднодоступности на смену трехмерному моделированию сегодня пришли работа по монтажу видеоматериалов высокого разрешения и их последующая обработка эффектами. Наверняка в близком будущем найдутся и новые задачи, для решения которых пригодятся распределенные вычисления.
Могут они пригодиться и жителям развивающихся стран, страдающих от цифрового неравенства и лишенных возможности заниматься, например, такими видами удаленной работы, как программирование или дизайн, из-за того, что их устаревшие устройства слишком маломощны.
Продолжая говорить о том, как вы можете послужить общественному благу, в первую очередь стоит обратить внимание на небольшие научные организации, не имеющие собственных суперкомпьютеров и поэтому способные рассчитывать только на ресурсы, которые предоставят им энтузиасты. Именно ученые первыми задумались о возможности разделять вычислительную нагрузку между устройствами — в начале 70-х исследователи из R&D-центра Xerox PARC использовали так локальную сеть.
Переход к облачным структурам предсказывали еще на заре существования Глобальной сети. Так, в 1993 году Эрик Шмидт (сегодня он ведущий технический консультант владельца Google — компании Alphabet, а тогда работал в Sun Microsystems) заявлял: «Когда сеть станет такой быстродействующей, как процессор, компьютер как таковой перестанет существовать, он распространится по сети».
Если вы не хотите (или не понимаете как) адресно искать таких нуждающихся — обратитесь к одному из глобальных проектов, опирающихся на облачные вычисления. Главный из них сегодня — BOINC, включающий в себя целый ряд исследований в диапазоне от борьбы с раком до поисков внеземной цивилизации с помощью анализа радиосигналов.
Вот основные проекты, входящие в сеть BOINC (узнать их можно по приставке «@home», подразумевающей, что вы можете обратить на пользу науке свой домашний компьютер — так почему бы и не майнинговую ферму?):
- Rosetta@home использует предоставляемые ей вычислительные ресурсы для того, чтобы моделировать структуры различных белков. Цель проекта — поиск лекарств от таких заболеваний, как рак, ВИЧ и болезнь Альцгеймера.
LHC@Home занимается расчетами для физических лабораторий ученых, которые работают с Большим адронным коллайдером в швейцарском CERN. Вызовы, которые бросает им наука, настолько серьезны, что, хотя их собственная вычислительная сеть является мощнейшей в мире, ее ресурсов часто оказывается недостаточно. - Einstein@Home обеспечивал поиск подтверждения теории Альберта Эйнштейна о гравитационных волнах, а теперь, когда несколько лет назад их существование было наконец доказано исследователями, занимается поиском новых источников гравитационного излучения — особых астрономических объектов, называемых пульсарами.
- Самый знаменитый проект, входящий в BIONC, — это, конечно, уфологический SETI@home, посвященный анализу мирового пространства на наличие в нем потенциально осмысленных радиосигналов, которые могли бы свидетельствовать о том, что человечество не одиноко во Вселенной. Несмотря на кажущуюся вычурность лежащей в основе проекта идеи, все серьезно — он инициирован не полубезумными потребителями бульварных газет о тайнах НЛО, а учеными Калифорнийского университета в Беркли.
Существуют и проекты, которые не входят в @home-объединение BIONIC. Среди них вам может показаться интересным MoneyBee, рассчитывающий возможные колебания рынков акций (ведь даже завязав с майнингом, вы наверняка не пожелаете уйти с крипторынка и из области инвестиций в целом).
Как видите, возможности для использования накопленных вычислительных мощностей очень широки. Так что, если подойти к делу с умом и заранее подготовить себе пути отхода, ваша майнинговая ферма не останется без работы и тогда, когда весь биткоин будет посчитан.