Прошлая неделя ознаменовала себя обвальным падением биржевой стоимости криптовалют, но количество «объяснялок» этого явления во всемирной паутине зашкаливает. Обращает на себя внимание разнонаправленность тренда поиска причин. Кто-то говорит об изначальной перегретости «фьючерсной составляющей», недавно запущенной на Чикагской фондовой бирже. Иные видят причины падения в несовершенстве программного кода системы блокчейн. Другие, словно мантру, повторяют тезис о необеспеченности криптовалюты реальными активами. Но в чём главная причина и к чему всё идёт?
Идём с Востока
Очевидной причиной падения является вступивший в фазу практической реализации фактический запрет на добычу и обращение криптовалют, главным образом, в Китае, Южной Корее и других странах Юго-Восточной Азии (типа Вьетнама и Индонезии). Те, кто до этой минуты шел в авангарде, привлекая все новых и новых инвесторов в эту отрасль, теперь переместились в ряды гонителей виртуальных денег.
В Китае, например, хотят отменить льготы и послабления для майнинга, ограничить использование криптовалют в качестве платежных средств.
По круговой
Удар для биткойна и вправду серьезный. Самый динамично развивающийся регион планеты теперь будет ограничивать своих граждан в использовании криптовалют. Есть, от чего впасть в отчаяние инвесторам, устроив ралли, только теперь в направлении вниз. Проблема для криптовалют усугубляется еще и тем, что различные комиссии и регулятивные меры назначаются и предпринимаются и в других частях света. Так, например, Франция в лице министра экономики Бруно Ле Майера назначила главу миссии по регулированию криптовалют. Им стал давно известный своей неприкрытой неприязнью к независимым средствам платежа Жан-Пьер Ландау.
Его позицию по данному вопросу достаточно красноречиво отражает его же статья в «Файнэншл Таймс», которая вышла в 2014 году. Там он сравнивает экономическую систему на основе блокчейна с «тюльпановыми» спекуляциями XVII века. Очевидно, что под маской регулирования расчетов в криптовалютах (дабы усилить прозрачность данных операций, их подконтрольность и пр.) будет осуществляться их плавное вытеснение из оборота с пресечением эксплуатации некоторых из их характерных черт, таких как обезличенность, к примеру.
Исторический обзор
Удары судьбы биткойн привык получать давно:
1. Декабрь 2013 года – ограничительные меры, введенные правительством Китая.
В ноябре 2013 года биткойн поднялся выше $1000. В декабре «Народный банк Китая» запретил транзакции в биткойнах для финансовых организаций (то есть для других банков в стране). Естественно, это обвалило курс на более чем $300 за пару дней. Впрочем, год все равно закончился не столь плачевно - $840 за 1 виртуальную монетку.
2. Март 2014 года – ход конем Налоговой службы США.
Налоговая служба США (IRS) с 26 марта 2014 года начинает рассматривать биткойн в качестве разновидности собственности. Теперь при приобретении этого электронного актива придется платить налог на имущество. Естественно, это вызвало снижение интереса к биткойну и падение его рыночной стоимости почти на 25% - до $453 за монетку.
3. Январь 2017 года – новые «китайские» ограничения.
05.01.2017 г. «Народный банк Китая» ввел очередной запрет на использование биткойна в корпоративных финансах. Цена биткойна ушла резко вниз на 31% (до $889).
Так, был и планомерный рост до $20000, и коррекции по пути, и фундаментальные падения (в сентябре) в связи с запретом ICO (кстати, теми же китайцами). И все равно биткойн выживал и рос, а интерес пользователей к нему не ослабевал.
Немного прогнозов: в среднесрочной перспективе криптовалюту в лице ее главного представителя – биткойна – ждет стабилизация. И здесь даже не так важно, какой уровень это будет - $3 тыс., $5 тыс. или $7 тыс. Более существенен ответ на вопрос, когда это произойдет и что будет далее. Предположительно, к концу января рынок устаканится, а вот затем…
Его пример – другим наука
Капитал обладает одним важным свойством: он не торопится возвращаться туда, откуда его выгнали. Попробуйте ответить себе на вопрос: как скоро вы пойдете по переулку, где столкнулись с неприятными личностями? Наверное, хотя бы до тех пор вы будете избегать сомнительных маршрутов, пока не уляжется эмоциональный «осадочек», а по-хорошему лучше вовсе подождать, пока милиция найдёт этих злоумышленников.
С биткойном все совершенно так же. Инфраструктура криптовалютных сетей – это не только интернет-проекты, но и колоссальные инвестиции, которые идут на создание и поддержание майнинговых пулов и частных ферм. Эти вещи куда как менее мобильны, чем сайты с их зеркалами. В совокупности несколько миллиардов долларов вложено в проекты крупнейших пулов на планете. Естественно, что здесь замешаны не только привлеченные, но и кредитные деньги. Также логично предположить, что далеко не все из этих кредитов погашены.
И вот теперь китайское правительство создает в стране нетерпимую атмосферу для ведения такого вида бизнеса. Кто-то может возразить, что формально никто ничего не запрещает, а всех только подводят к «общему знаменателю». Но в России различные аспекты криптовалют тоже формально не запрещены, однако отношение к этой теме со стороны властных структур такое, что ничего серьезного до сей поры на её территории не образовалось. В Китае образовалось и теперь выжигается.
Не нужно иметь экономического образования, чтобы сделать правильные выводы, что инвесторы станут спасать то, что смогут. Это, конечно, не обмен старых денег на новые за 72 часа, но что-то надрывное в этом процессе, безусловно, прослеживается. А решения о новых инвестициях будут приниматься с оглядкой на стабильность инвестиционного климата в стране. Есть мнение, что даже если китайская руководящая и направляющая одумается и вновь развернется лицом к криптопредпринимателям, внезапно все разрешив, то подобного притока инвестиций уже не будет. Никому не хочется ходить в заложниках волюнтаристских решений.
Самое удивительное, что китайцы с их мудростью абсолютно игнорируют тот факт, что здоровые человеческие потребности в конфиденциальности никогда никуда не денутся. Криптовалюта будет продолжать существовать даже при более дешевых стоимостных оценках, а граждане того же Китая станут продолжать ею пользоваться (найдут способ обойти запреты). Вот только сам Китай перестанет быть локомотивом развития и превратится в реакционного нетто-потребителя этой финансовой услуги.
Куда уйдет биткойн?
В какие города? На самом деле, вариантов не так много, если не сказать про безальтернативность ситуации. Майнинг энергетически крайне затратен. Поэтому центрами добычи станут страны с недорогим киловаттом. Самая дешевая стоимость электроэнергии – в ОАЭ, Саудовской Аравии и у других стран Персидского бассейна. Им предрекают серьезные перспективы, в случае если их лидеры развернутся лицом к криптовалютным системам, а также проявят последовательность в создании благоприятного инвестиционного климата.
Но не только Ближний Восток. 45% всех энергозатрат при добыче новых хэшей приходится на охлаждение, а значит, холодный климат может сэкономить организаторам майнинга добрую половину от всех текущих затрат. Особенно интересными для организации и даже перебазирования майнинговых пулов в ближайшее время станут Исландия, Норвегия и Канада. Эти страны хоть и не отличаются дешевой электроэнергией (кроме потенциально Исландии), но зато могут сэкономить на охлаждении, а главное - крайне стабильны в осознании ценности инвестиций.