Каждый раз, когда какое-нибудь очень ответственное лицо отечественной исполнительной власти получает вопрос о развитии криптовалюты на подведомственной этому лицу территории (будь то какой-то отдельный регион или же вся держава в целом), то непременно следует в ответ аргумент, что развитие данных платежных средств нецелесообразно в связи с тем, что за ними «ничего не стоит»…
Любопытный аргумент! А что же стоит за отечественным рублем? В сознании миллионов обывателей (из тех, кто постарше) всплывают обрывки фраз с советских денег: мол, «обеспечены драгоценными металлами, золотом и прочими активами СССР». Вот кто-нибудь когда-нибудь эти активы с государства «стряхивал» за чемоданы деревянных? Не хватит места, чтобы статистически доказывать, что нет. Да и не нужно это, ибо большинство ныне живущих граждан еще помнит ту атмосферу тотального дефицита всего, что не только обмен сбережений на золото виделся ненаучной фантастикой, но и простое обручальное кольцо на свадьбу достать было огромной проблемой.
Ладно, тогда страна маялась в лихорадке, а что сейчас? Может, есть какие-то специализированные центры по обмену государственных активов (в т.ч. золота) на… бумажные деньги? Ну, да, называются отделения Сбербанка (там можно исключительно за «деревянные» рубли купить сувенирных золотых и полиметаллических монет), в многочисленных частных ювелирных магазинах страны золота – завались (уж не знаю, какое оно к государству имеет отношение, но покупай – не хочу, еще и реклама подбадривает). Только вот что есть в продаже золото, что его нет – никто в очереди за ним не выстраивается, ажиотаж не создает, да и вообще гораздо актуальнее майонезом на праздники закупиться (для оливье), чем золотом в любом виде.
Сейчас открыты архивы и можно с легкостью найти документы (переписку должностных лиц, указы, решения и постановления), которые демонстрируют плачевное состояние государственных финансов Страны Советов на излете перестройки (то есть к концу 80-х). Внешторгбанк заявлял о своем предбанкротном состоянии, а ситуация с золотыми запасами измерялась цифрой в 2 тонны с мелочью (на весь великий, могучий). О каком обеспечении напечатанных бумажных денег и чем идет речь?
«Драгоценное» наполнение фиатов
Самое интересное, что данный «разбор полетов» вовсе не представляет из себя критику. Последняя подразумевает некое противопоставление, а здесь сравнивать не с чем и не с кем. Дело в том, что ни одна страна в мире не привязывает свою национальную валюту к запасам драгоценных металлов, которые у нее имеются в наличии.
Было время, когда существовал так называемый золотой стандарт. Когда в XVIII веке преимущества бумажных денег стали очевидны и для эмитентов (монархов), и для пользователей (подданных), каждый правитель производил собственную эмиссию. В результате встал закономерный вопрос: по какому курсу их обменивать между собой (ведь международную торговлю никто не отменял). Удобной показалась идея присвоить единице каждой валюты золотое наполнение и в этой пропорции менять (между собой, не на золото). Однако просто эмитируемые бумажные деньги создают инфляционную систему. Потребностей у государства много (например, вести войну), а вот золота, как правило, всегда не хватает. Стали появляться реальные «перегибы» с количеством выпущенных бумажек и «недовесы» с реальным их золотым наполнением.
Далее был долгий и мучительный период с начала 1-ой мировой войны по конец 2-ой (и плюс еще лет 10), когда на роль общей меры назначали сперва доллар США и английский фунт, а потом только доллар, чей курс(ы) и привязывали к золоту, а все остальные валюты тогда котировались относительно него (них). Но скоро стало понятно, что никакая реальная привязка бумаги к золоту на самом деле не реальна, так как задача денег – обслуживать товарообмен, и их количество должно соответствовать ВВП страны, а вовсе не тоннам золота в «госзаначке». А вот рост ВВП ну никак не соотносится с ростом получения золота казной. Поэтому в благословенном 1971 году Ричард Никсон волевым решением отменил золотое наполнение доллара, поставив весь мир перед фактом, но прекратив при этом действие абсолютно необъективного Бреттон-Вудского соглашения.
Валюты стали котироваться друг относительно друга на рынке FOREX - это, в сравнении с другими, единственно верная объективная модель определения их истинной ценности.
Итак, никакая валюта на сегодняшний день не имеет какой-либо привязки ни к каким металлам или ценностям. Объем их эмиссии определяется потребностями государства: при правильном раскладе – отталкиваются от роста ВВП; при кризисных ситуациях – от величины дефицита государственного бюджета.
Обеспечение криптовалюты
А что же криптовалюты? Чем же ситуация с ним отличается от положения с фиатами? Да ничем! Их стоимость так же определяется путем взаимодействия спроса и предложения многочисленных покупателей и продавцов. Только, в отличие от традиционных денег, на биткойн или любую другую криптовалюту не оказывает воздействие никакое из существующих государств.
Дело в том, что любое правительство имеет возможность, например, резко обесценить свою валюту путем девальвации или длительной инфляции, существенно снизив покупательную способность своих граждан. Причины таких действий «регуляторов» могут быть разными, например:
-
достижение преимуществ во внешней торговле;
-
решение проблемы дефицита государственной казны.
Однако на гражданах такое управление сказывается исключительно болезненно. В отличие от фиатов, с биткойном такое сотворить не может никто, ибо нет никаких инструментов воздействия на него, кроме рыночных. Хочешь, продавай побольше «битков» и курс полезет вниз, но учти, что как только «битки» закончатся, рынок снова пойдет искать равновесное состояние, исходя из реальных потребностей многочисленных субъектов в этом платежном средстве. Может так статься, что усилия по агрессивной продаже пройдут даром.
Криптовалюты очень похожи на обычный биржевой актив: динамика их курса так же имеет фундаментальный аспект и спекулятивный. Но прелесть и главное отличие цифровых валют заключается в явном относительном преобладании фундаментальных факторов, по сравнению с другими, не менее важными биржевыми товарами, например, нефтью.
Спекулятивная составляющая на рынке нефти меряется по объемам фьючерсных контрактов и доходит до 99%, то есть только по 1% заключаемых контрактов осуществляется реальная поставка черного золота. Что касается того же биткойна, то он реально (безальтернативно) востребован хозяйствующими субъектами при осуществлении международных торговых операций, а также как актив-убежище в наиболее ликвидном формате. Эти две составляющие спроса являются тем фундаментом, который не дает биткойну опрокинуться. Можно сказать, что именно они и являются теми ценностями, которыми обеспечен биткойн.
Резюме
Трансграничность… Это что ж, теперь можно валютное законодательство не соблюдать? Обезличенность… Позвольте, а как же закон 115-ФЗ (по борьбе с отмыванием средств и противодействию терроризму). Вот разрешишь криптовалюту, и начнут динамит через интернет за биткойны покупать… А коррупция с работорговлей? Получается, раз никто не может контролировать, то и взятки станут биткойнами брать? Ищи их потом, доказывай… Целый ворох проблем сразу. Ну зачем нам все это нужно? На пустом-то месте? Ведь хоть бы какой бонус казне-то был?!
В общем, так. Иди сюда, пиши царский указ: «По просьбам трудящихся и во избавление от бед и напастей, коих проклятая «крипта» сулит, обращение всего, кроме деревянных рублей, в отчизне запретить. Прилюдно не казнить, но в милиции душу вытряхивать, места дислокации майнинговых ферм устанавливать и наверх докладывать. Сие диктуется исключительно заботой о благе народном, дабы люд черный в своей неразумности обманут не был, когда ему в обмен на труд или товар его даже не купюра предложена будет, а, убереги Создатель, QR-код проклятущий, золотом да прочими активами державы не обеспеченный! Ну, а чтоб 2 раза вводные не записывать, то и самодвижущиеся экипажи повелеваем в своей распространенности запретить – куда как меньше аварийности на дорогах станет, коли все на лошадей пересядут да от суеты пустяшной разум избавят!»