Недавнее заявление замминистра финансов Алексея Моисеева о планах создания офшорных зон для торговли криптовалютами вызвало противоречивую реакцию как в криптосообществе, так и среди финансистов. У сторонников этой идеи все аргументы сводятся к тезису: «Главное — начать». Они полагают, что легальная адаптация уже существующего явления должна позволить государству хоть как-то его контролировать и регулировать налог на криптовалюту в России.
У противников создания таких «зон отчуждения» аргументов гораздо больше. Во-первых, эксперты не понимают, как можно говорить о торговле криптовалютами, если операции с ними не легализованы на территории РФ. Во-вторых, в проекте закона «О цифровых финансовых активах», подготовленном Минфином, сказано, что торги криптовалютами, в том числе, по-видимому, и на территории офшорных зон, должны будут проходить в соответствии с «Правилами организованных торгов цифровыми финансовыми активами», разработанными ЦБ. Однако официальные лица ЦБ уклоняются от ответа на вопрос, когда эти правила будут готовы и будут ли готовы вообще. И самое главное, что настораживает, — зачем создавать офшорные зоны, если по существующему законодательству криптовалюты и операции с ними не подпадают ни под одну статью Налогового кодекса РФ. То есть, попросту говоря, криптовалюта не подлежит налогообложению. Получается, что офшорные зоны, то есть зоны пониженного налогообложения, создаются для операций, не подлежащих налогообложению. Единственный разумный вывод, который можно сделать в этой ситуации: говоря о создании офшоров, Минфин таким экзотическим способом предупреждает российское криптосообщество о скором введении налогообложения на операции с криптовалютами. Если это так, то имеет смысл посмотреть на то, какие основные модели налогообложения уже существуют в мире. Их всего три:
- налогообложение доходов (Income tax);
- налогообложение прибыли (Company или Corporate tax);
- налогообложение прироста капитала (Capital gain tax).
Налогообложение доходов
В России подоходным налогом (НДФЛ) облагаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ и получающие доходы от источников в РФ и за ее пределами. Кроме того, этим налогом облагаются и физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, но получающие доходы на территории РФ.
Отличие НДФЛ от принятого во многих странах Income tax заключается в том, что последними облагаются и структуры без образования юридического лица, в том числе фонды и трасты. В России ставка этого налога составляет 13%. В других странах колеблется от 0% в Бахрейне до 58% в Канаде. Кроме того, в РФ считается доходом и облагается налогом прирост капитала, полученный физическими лицами при операциях с имуществом (недвижимостью, драгоценными металлами и ценными бумагами).
Если речь идет о криптовалютах, то в РФ облагаться подоходным налогом может:
- во-первых, доход, полученный физическим лицом в криптовалюте и переведенный в рубли;
- во-вторых, прирост стоимости криптовалюты, вызванный изменением ее рыночного курса по отношению к законному платежному средству. Проще говоря, если вы купили биткойн за 100 рублей, а продали за 1000, то ваш доход составит 900 рублей, с которых вы будете платить налог.
В некоторых странах (например, в США) деньги, полученные в результате выпуска ICO, также рассматриваются как доход и облагаются подоходным налогом.
Налогообложение прибыли
Налогом на прибыль в РФ облагаются все юридические лица, являющиеся налоговыми резидентами и не являющиеся таковыми, но получающими прибыль на территории РФ. Прибылью считается разница между доходами и расходами, а также доход, полученный от прироста капитала (дохода, полученного в результате проведения операций с разного рода имуществом). В зарубежной практике аналогом этого налога является Company tax или Corporate tax, которым облагается, как правило, чистая прибыль юридических лиц, а также в некоторых случаях дивиденды акционеров. Если речь идет о компаниях, работающих в криптосфере, то этим налогом могут облагаться майнинговые фермы, обменные площадки, инвестиционные фонды — в общем, все бизнес-структуры, получающие прибыль от любых операций с криптовалютой. Ставка налога может колебаться от 10% (Андорра) до 40% (США).
Налогообложение дохода от прироста капитала
В РФ этот налог был отменен в 2011 году. Вместо него стал работать подоходный налог и налог на прибыль для физических и юридических лиц. Объектом налогообложения в обоих случаях является прирост капитала при его реализации или дополнительная стоимость, произведенная этим капиталом. В некоторых странах, так же как в РФ, такого налога не существует. Там, где он взимается, ставка может колебаться от 19% (Чехия) до 60% (Италия). В сфере криптовалют этот налог применяется главным образом в случаях кратко- и долгосрочного инвестирования и последующей продажи цифровых активов с прибылью.
Географическое распределение систем налогообложения
АМЕРИКА
США
Криптовалюты рассматриваются как собственность и облагаются налогом на прирост капитала, если речь идет о краткосрочном инвестировании. При долгосрочном инвестировании ставка налога зависит от продолжительности владения цифровыми активами. Если продажа криптовалюты происходит в пределах года с момента ее покупки, она составляет 25%. Если больше года — от 0% до 20%, в зависимости от срока владения. Кроме того, Конгресс обсуждает закон об отмене налогообложения всех операций с криптовалютами, не превышающих $600.
Канада
Криптовалюта считается товаром, что означает обложение ее налогом на прирост капитала или корпоративным налогом.
ЕВРОПА
Великобритания
Сначала криптовалютные операции в стране облагались НДС. С 2014 года он был отменен. Вместо этого стали применять подоходный налог и налог на корпорации. Майнинговые компании должны платить налог на корпорации — стандартную ставку 20%. Физические лица платят налог на прирост капитала, если он превышает £11 300 в год. Кроме того, инвесторы могут подарить часть своих цифровых активов членам семьи, которые также будут иметь возможность получить налоговый вычет. Для женатых владельцев криптовалюты не облагаемая налогом сумма удваивается. Налог берется со всех обменных операций и всех видов цифровых активов.
Швейцария
Криптовалюты считаются «иностранной валютой», поэтому подоходным налогом облагаются лишь полученные в них доходы.
Нидерланды
Любая деятельность с криптовалютами не лицензируется, а налогом облагаются лишь доходы, полученные в самой криптовалюте.
Германия
К криптовалютам применяются налоги на корпорации, прирост капитала и подоходный. Приростом капитала не считаются суммы ниже 800 евро. Все, что выше, облагается налогом 25%. Майнинг облагается налогом на корпорации.
Италия
Нет налогообложения
Россия
Нет налогообложения
АЗИЯ
Китай
Законодательство не регулирует налогообложение криптовалют. В конце 2017 года в Китае запретили обменные операции и выпуск ICO. Тем не менее, разработка правил налогообложения криптовалют продолжается, что многие считают признаком скорой отмены наложенных запретов.
Япония
Криптовалюты рассматриваются как товар. С июля 2017 года на них введен потребительский налог со ставкой 8%. Кроме того, пользователи облагаются всеми тремя рассматриваемыми видами налогов: подоходным, корпоративным и на прирост капитала.
Южная Корея
В этой стране спектр налогов, которыми облагают владельцев криптовалют, весьма широк: это НДС, налог на дарение, подоходный налог и налог на прирост капитала.
Во многих других странах налоговые схемы, применяемые к криптовалютам и ICO, мало отличаются от перечисленных. В подавляющем большинстве случаев криптовалюты рассматриваются как «собственность» или «актив». Некоторые эксперты полагают, что возникает тенденция пересмотра данного подхода и восприятия криптовалюты как реальной валюты в техническом и юридическом смыслах. Такой пересмотр, безусловно, приведет к изменению и системы налогообложения.
Что касается России, то дискуссии о налогообложении операций с криптовалютами здесь носят пока гипотетический характер, поскольку криптовалюты никак не адаптированы в существующую законодательную среду. Когда же это произойдет, можно не сомневаться в том, что в условиях постоянно снижающихся темпов экономического роста и постоянных проблем с наполняемостью государственного бюджета Министерство финансов сделает все возможное, чтобы получить от криптобизнеса максимальную выгоду.