BTC/USD 6484.02 0.02%
ETH/USD 204.61 -0.47%
LTC/USD 52.64 -1.33%
BRENT/USD 79.81 -0.24%
GOLD/USD 1225.82 25.94%
RUB/USD 65.81 0.14%
Tokyo
Moscow
New-York

Информационные технологии в Лиге Чемпионов

1
Автор материала: Дмитрий Токарев

Любители футбола дождались ‒ 18 сентября стартовали матчи первого тура Лиги Чемпионов 2018/2019. Первый же игровой день принес судейские ошибки. Обзор матча Ливерпуль ‒ ПСЖ четко показывает, что можно было не засчитывать гол Тома Менье из-за офсайда Эдинсона Кавани. В матче Галатасарай ‒ Локомотив не был назначен спорный пенальти за игру рукой Игнатьева в первом тайме. В обоих ситуациях судьям могла бы помочь система VAR, но она еще не используется в матчах ЛЧ. Какие новые технологии уже применяются в футболе, а какие только стоят на пороге внедрения, узнаете в данном материале.

VAR

Система VAR не будет работать в Лиге Чемпионов 2018/2019

Несмотря на успешную работу Video Assistant referee (расшифровка var в футболе) на матчах чемпионата мира 2018, этот инструмент не поможет арбитрам в текущем розыгрыше ЛЧ. В действительности многие арбитры путаются, когда идти смотреть повтор, а когда этого делать не стоит. Случались и такие курьезные ситуации, когда рефери просматривал повтор, но принимал неверное решение. Напрашивается вывод, что VAR готов к внедрению в ЛЧ, но не готовы арбитры.

Другим камнем преткновения является стоимость системы VAR для футбола. Только установка всех камер, обеспечение передачи данных и вывод информации на мониторы оценивается не менее чем $200 000. Даже в Лиге Чемпионов не все клубы готовы платить такие деньги. Учитывая тот факт, что для 16 из 32 команд турнир продлится всего 6 матчей, данная технология может оказаться ненужной до следующего сезона.

VAR уже отработал сезон в национальных чемпионатах Италии, Португалии и Германии. В чемпионате России 2018/2019 VAR будет применяться в стыковых матчах на вылет и некоторых поединках кубка России.

Как работает VAR

Система применяется в четырех случаях:

  • Удаление игрока.
  • Определение серьезности нарушения футболиста.
  • Гол.
  • Пенальти.

В любом из спорных моментов главный судья матча может сделать запрос видео-ассистенту или сам видео-помощник даст сигнал о нарушении. Если эпизод неоднозначный, главный арбитр может просмотреть момент на мониторе, расположенном в нескольких метрах от поля возле центральной линии.

На вооружении VAR стоит 35 видеокамер на стадионе, включая дроны, фиксирующие любой спорный момент с разных ракурсов. Для обработки всего потока видеоданных в отдельном помещении находится 10 мониторов, за картинкой которых следят четыре судьи и четыре оператора.

  • Каждый судья отвечает только за свой участок работы:
  • Главный видео-ассистент следит за трансляцией с главной камеры и разбирает эпизоды подробно на другом мониторе.
  • Пока видео-рефери детально изучает спорный момент, первый помощник продолжает следить за прямой трансляцией.
  • Второй ассистент фиксирует моменты, связанные с офсайдами.
  • Третий ассистент помогает главному в оценке спорных эпизодов.

Данные с камер доставляются видео-ассистенту через оптоволоконные кабели с задержкой 0.3 секунды. Главный арбитр и видео-помощник общаются через радиосвязь.

Система автоматического определения голов

Информационные технологии в футболе могут работать и без арбитра. Автоматическое определение гола было внедрено в матчи Лиги Чемпионов еще в сезоне 2016/2017. С появлением Goal-line technology исчезла необходимость в услугах судьи, который должен был следить за линией ворот. Правила футбола гласят, что гол засчитывается только в случае, когда мяч полностью пересек линию ворот. Человеческая реакция просто не способна в динамичных эпизодах определять стопроцентное взятие ворот. Решением стала разработка британских инженеров Hawk-Eye.

Система Hawk-Eye до футбола успешно применялась в теннисе и крикете. Основанная на семи высокоскоростных камерах, распределенных по всему полю, Hawk-Eye постоянно вычисляет местоположение мяча на поле с помощью компьютерного моделирования. Если футбольный снаряд оказался полностью за линией ворот, главный судья получает сигнал на часы, сопровождающийся вибрацией. Погрешность составляет 5 мм.

Автоопределение голов

Другой принцип задействован в системе под названием GoalRef. Датско-немецкая разработка использует электромагнитную индукцию, создавая магнитное поле между штангами и перекладиной. Для этого на раму ворот крепятся датчики, а в мяче натянут чип. Когда чип пересекает магнитное поле, система сигнализирует арбитру о голе. GoalRef была одобрена УЕФА, но сложность в монтировании датчиков и жалобы футболистов о непредсказуемой траектории полета мячей с чипами не позволили провести внедрение технологии в футбол.

Все крупные соревнования, в том числе матчи Лиги Чемпионов 2018/2019 используют Hawk-Eye и подобные системы. Для установки всех камер и обслуживающего оборудования потребуется не менее $300 000.

Очевидно, что следующей стадией развития новых технологий в футболе должно стать автоматическое определение офсайда, но в 2018 такой инструмент еще не создан. Существуют разработки, связанные с GPS, но они не могут похвастаться надежностью.

Прямые трансляции Лиги Чемпионов

Применение технологий в футболе направлено не только на помощь арбитрам. Болельщики должны получать удовольствие от просмотра матчей, для чего VR-технологии внедряются в футбольные трансляции.

Прямые трансляции

Чтобы провести прямую VR-трансляцию, необходимо несколько VR-камер, расположенных в местах с лучшим обзором. Изображение одной VR-камеры на 180 градусов формируют 12 обычных видеокамер. В результате выходит стереоскопический вид. Чем больше точек расположения оборудования, тем больше вариантов для просмотра у зрителя. Камеры могут быть расположены не только на стадионе – интересным для болельщика местом будет вид из подтрибунного помещения или рядом со скамейками запасных.

Рядом со стадионом располагаются два грузовика, от которых идут кабели передачи данных. В первом грузовике находятся люди, контролирующие вывод видеопотока на VR-шлемы, во втором – комментаторская. Одним из преимуществ такой трансляции является возможность вывода статистики поединка прямо в поступающий видеопоток – хороший инструмент для live-ставок. Аудиоданные могут содержать и шум трибун, и голос комментатора.

В действительности все не так гладко − качество картинки хуже, чем на обычном телевизоре, она постоянно тормозит и найти VR-трансляции футбольных матчей практически невозможно. Очень жаль, ведь смотреть матч Реал ‒ Рома онлайн гораздо интереснее, ощущая себя на легендарном стадионе Сантьяго Бернабеу рядом с защитником Серхио Рамосом. Футбольное сообщество уже протестировало VR-трансляции на финале ЛЧ 2017/2018, некоторых матчах ЧМ 2018 и товарищеской игре сборной России против Турции.

Футбол и технологии все больше взаимодействуют, что привело к серьезному прорыву в сборе и обработке футбольной статистики, но эта тема для отдельного материала.

Автор материала:
Изучаю информацию и делаю обзоры по практическому внедрению технологий в различных сферах экономической деятельности.
На правах рекламы Внедрение BLOCKCHAIN На правах рекламы
Комментарии
шурик Подсевалов
19 сентября 2018, 16:51
Псс… хочешь немного альтернативной религии?
https://t.me/GodJs64