Александр Македонский умер, Наполеон умер, Бисмарк умер… И мне чего-то нездоровится…
Вводные процедуры
Любопытная складывается картина в сообществе криптовалютных организованных торговых площадок. Их… покупают. Так, крупнейшую по оборотам биржу POLONIEX приобрела дочерняя структура группы Goldman Sachs. В 2015 году было осуществлено инвестирование в криптовалютный стартап-проект Circle суммой в $50 млн, а в феврале 2018 года этот самый стартап уже сам «прикупил» крупнейшую мировую биржевую криптовалютную площадку.
Ну, что сказать! В целом приобретение активов осуществлено более последовательно и благородно, чем в случае с ООО «БайкалФинансГрупп» и ОАО «ЮКОС».
Собирается плавно переехать под мальтийскую юрисдикцию биржа BINANCE. В тени остается вопрос банковского обслуживания перемещающейся биржи. А новенькие счета свежетрансформируемой биржи будут открыты в мальтийском филиале банка HSBC, который, хочешь не хочешь, становится влиятельнейшим партнером криптовалютной площадки.
Еще одна крупная криптовалютная площадка аналогичным образом стала партнером группы Barсlays. Другая биржа — Bitstamp была куплена за $400 млн с помощью подставных (простите, вспомогательных) корейских фирм японской Yahoo Finance — компанией, которая принадлежит группе UFG.
Что интересно, последствиями всех этих метаморфоз становятся новые правила работы бирж для участников торгов:
- везде активируются алгоритмы, воплощающие принцип «Знай своего клиента» (KYC), — поступательная верификация клиентов, которая будет становиться все строже, пока не сделает работу неверифицированных участников биржи просто невозможной;
- внедряются процедуры AML (по противодействию отмыванию денег).
Наверное, это и не так чтобы совсем уж плохо, что вводятся правила и некоторая определенность, которая не позволит превращаться площадкам в черные дыры, где будет процветать отмывание доходов и создаваться базис для торговли всем запрещенным. Но перечисленные особенности — это лишь признаки некоего глобального явления на рынке. Чувствуете, чем пахнет? Это зловоние не формальной, но вполне глобальной монополизации, при которой курсами криптовалют будет управлять уже мировая «семибанкирщина», которая своими капиталами сможет контролировать процентов эдак 75% всего рынка виртуальных денег.
Здесь и подходят к концу либеральные фантазии на тему распределенных валютных сетей. При таком раскладе ничем биткоин не будет от доллара отличаться, а ICO сразу потеряют изрядную долю своего инвестиционного шарма.
Вся прелесть краудфандинга заключается в его нерегулируемости. Если мировые банки прижмут биржевую инфраструктуру, то за листингом к этому самому банковскому руководству и придется бегать. Получится, что реальная независимость будет вытеснена в сектор внебиржевых операций, у которого совсем не та объективность и пропускная способность по транзакциям (это сарказм!).
Сонное царство
А что же Россия? А нету в стране никого. В смысле, на высшем уровне понимающего, что идет наступление на пока что чисто гипотетическую возможность государства разжиться деньгами вне существующей финансовой системы.
Пока что только неистовая Тереза (Мэй) обратила внимание «прогрессивных» регуляторов на необходимость «вдарить» по клирингу российских евробондов. (И пока что не исполнено даже.) Но лиха беда начало! Думается мне, что раз уж с кредиторами-то работа плотная ведется, так уж с площадками в два счета «общий язык» найдут.
Взялись за криптовалютную инфраструктуру не политические власти (которые, так скажем, далеко не всегда компетентны в экономической сфере), а полноценные финансовые профессионалы, которые не только исходя из общецивилизационных англосаксонских принципов криптовалютные биржи оптом за сотни миллионов долларов скупают. Они с этих трат вполне себе приличный гешефт иметь желают, а потому искусственная монополизация будет как никогда эффективной. А при том условии, что действия банкиров не только грамотные, но еще и сонаправленные, да интересами госдепа заряженные, то их последствия будут для нашей страны наиболее болезненными.
А что же нужно предпринимать? Очевидно, что такой силище, коей является вектор-градиент сразу нескольких крупнейших мировых банков, можно противопоставить только мощь государственного противодействия. Наша страна как никакая другая заинтересована в этом противодействии. Здесь есть шанс вообще взять банк!
Основания:
Во-первых, мало кто в мире доволен, что тихой сапой идет ликвидация пусть и потенциальной, но все-таки альтернативы традиционной финансовой системы — криптовалютной. Куда теперь бежать честному предпринимателю? В смысле, в какой такой актив, где бы его не настигло всевластное око глобального контроля в рамках традиционных институтов? Как говорится, был биткоин, да весь вышел. Мало того, что обезличенность на ноль помножают, так тут еще и курс сделают «ручным» (крупнейшие площадки становятся легко манипулируемы).
Здесь бы России и проявить себя — развернуться лицом к рынку виртуальных денег, да и организовать под своей юрисдикцией пару-тройку криптовалютных бирж (да под контроль их, а хоть бы и государственный). В подобном противостоянии и рождается справедливость. Коли захочется буржуям иноземным цифровыми деньгами аки нефтью поманипулировать, то уж больно дорого встанет затея сия. А тот же биткоин вмиг обретет истинную независимость, что курсовую его стоимость — успевай ловить!
Во-вторых, это разом направит в нашу страну многомиллиардные капиталы виртуально-денежной инфраструктуры. Все, что бежит из Китая (зуб даю), моментально сориентируется на Россию: и пулы майнинговые туда, где попрохладнее, только чтоб электричество было, переедут (а хоть бы и в Воркуту), и стартапы начнут капиталы собирать безо всякого Сколково. А главное…
… в страну пойдут обезличенные капиталы. Проектов в государстве прибыльных да нереализованных — как у дурака махорки. Так и плачут проекты без инвестиций. А здесь — целый Клондайк на пару с Эльдорадо!
Резюме
Каждый год в нашем наукограде Сколково проходит торжественный смотр достижений смекалистой мысли. Не знаю, как у вас, но у меня эти «ноухаушные» изобретения вызывают оторопь:
- у них — смартфоны 15-го поколения; у нас — зарядка для телефонов, работающая от костра…
- у них — ступени ракет синхронную посадку совершают; у нас — дирижабль (пока что не летающий)…
Здесь рука руку не моет: дефицит капиталов в сфере проектов с нуля порождает дефицит полезных идей и наоборот.
Но самое ужасное, что полное отсутствие какой-либо организованной криптовалютной инфраструктуры приведет к полнейшему вытеснению нашей страны с рынков мирового капитала. Как вы думаете, из государственного начальства это вообще кто-нибудь понимает?