- У меня две новости.
- Начинай с хорошей.
- А они обе плохие…
Позитив
В аккурат под новый год - 21.12.2017 - президент Белоруссии Александр Григорьевич Лукашенко подписал Декрет «О развитии цифровой экономики». Данный акт легализует выпуск и оборот криптовалютных финансовых средств, а также токенов, регламентирует проведение ICO и прописывает порядок участия в них юридических лиц. Лица физические отныне получают все права совершенно официально и безбоязненно производить любые действия и транзакции с токенами и виртуальными валютами, а именно:
- ими можно владеть и распоряжаться: то есть возможен их обмен и хранение;
- полностью разрешен майнинг;
- криптовалютные активы можно дарить, завещать по наследству, продавать и приобретать за любые активы (то есть как за традиционные деньги, так и за электронные).
Республика Белоруссия полностью вывела криптовалютные операции из «сумеречной» правовой зоны, сделав данные активы частью легального экономического пространства.
Трудно здесь не прокричать троекратное раскатистое «Ура»! Ведь это означает, что на просторах бывшего Советского Союза наконец-то появится оазис благоденствия, где здравый смысл и стратегическое видение национального благополучия наконец-то восторжествовали. Так, все блага, которые несут с собой уникальные свойства того же биткойна, станут реализовываться в экономической жизни многочисленных хозяйствующих субъектов. Республика начнет богатеть более быстрыми темпами, чем ее соседи, например. Граждане почувствуют долгожданный вкус экономической свободы - пресс фискальных контролирующих органов будет нереализуем!
И это только начало. Подобная либерализация неизбежно притянет к себе капитал из отрасли криптовалютной инфраструктуры, убегающий из Азии и Китая, в частности. Вполне возможно, что реализовывать электроэнергию от строящейся Островецкой АЭС на экспорт не удастся, потому что вся она будет потребляться внутри государства в связи с образующимися на территории Белоруссии новыми и перемещающимися старыми майнинговыми пулами.
А если добавить сюда еще и мультипликативный эффект, то есть то, что криптовалютная отрасль потянет за собой развитие других высокотехнологичных секторов экономики (хоть бы и в рамках Парка Высоких Технологий (ПВТ) — местного аналога Силиконовой долины), то благословенные дни всеобщего благосостояния и вовсе представляются не за горами… (Ну, прямо как Нью-Васюки с их межгалактическим шахматным турниром!)
Реальность
Не то, чтобы автор этих строк завидовал рывку хоть и союзной, но все же соседней страны в корректном экономическом направлении. К сожалению, реальность диктует свои законы, которые во многом идут вразрез с Декретом №8, подписанным 21.12.2017 г.
Трудности, главным образом, в том, что Белоруссия совместно с Казахстаном и, что самое важное, с Россией состоит в едином экономическом пространстве, огороженном непрерывной колючей проволокой (границы есть границы). И в рамках этого Таможенного союза регулирующие экономическую деятельность законы могут работать исключительно синхронно, иначе никакой ценности этот союз не имеет. Если одна страна из этого объединения буйволовое мясо к ввозу запрещает, а другая, наоборот, открывает ворота настежь, то со стороны первой страны сразу же последуют претензии по отношению ко второй, и такой серый импорт прикрывается почти сразу. Вспомните, как много скандалов на этой ниве было между Россией и Белоруссией за все время их существования.
Вот агрегированные препятствующие факторы:
1. Единая политика в рамках единого пространства.
С криптовалютами все совершенно зеркально. Как и Таможенный союз, они не имеют внутренних границ. И если с позиции монетарных властей большинства государств, входящих в союз, цифровая валюта - зло, то либерализация виртуальных денег в одной из стран – чистый саботаж.
Вот представьте, что МВД России наложило запрет на очередную криптовалютную биржу, вроде BTC-E (то есть на их интернет-ресурс). А он возьми, да и «отзеркалься» на каком-нибудь белорусском домене. Каковы будут действия российских силовиков в этом случае? Даже если Александр Григорьевич и поупирается чуток, экономическое давление России настолько велико, что он непременно уступит и тоже все запретит.
Те же противоречия будут и при осуществлении внешней торговли за биткойны. Россиянам выгодно станет экспортировать через Белоруссию и получать выручку в криптовалюте на законных основаниях. Разве российские власти допустят такую девальвацию контролирующего начала? В общем, пока системообразующее (в Таможенном союзе) государство (РФ) не уравняет градус либеральности подхода к «битку» с белорусским, ждать бонусов от введения «крипты» в оборот не стоит. Скандалы будут, а вот бонусы – увы, нет.
2. Добыча криптовалют.
Так будет практически по всем вопросам инфраструктуры виртуальных денег, кроме, пожалуй, одного. Речь идет о майнинге. Здесь г-н Лукашенко еще может отстоять интересы своих резидентов. В конце-концов, своя территория – каких хочу инвесторов, таких и привлекаю (главное, чтобы не наркотики и работорговля там всякая). Декрет №8, кстати, дает майнерам внушительные льготы, фактически освобождая этот бизнес от… налогообложения. Мол, приходите к нам, господа майнеры, стройте свои пулы бесплатно! Но:
- во-первых, такие преференции уж слишком искусственны. А это подразумевает риск их внезапной отмены (например, если настроение поменяется);
- во-вторых, электроэнергия в РБ имеет потенциал к росту вместе с ценами на энергоносители. АЭС – тоже не вариант, потому что в стоимость ее киловатта не включается цена за демонтаж (а если включить, то не так уж все и радужно выходит, - ее же обязательно включат). Климат в стране колеблется: если и холодно, то только меньше половины года, – искусственно охлаждать все равно надо. Иными словами, технологические преимущества для майнинга в Белоруссии слабоваты;
- в-третьих, вопрос доверия. Уж слишком долго Александр Григорьевич демонстрировал авторитарный стиль руководства экономикой. Вот придешь к нему, вложишь в строительство майнингового пула несколько десятков миллионов долларов, а из тебя потом веревки вить начнут.
Как вы думаете, другими ли словами обмозговывают идею закрепиться в Белоруссии инвесторы по части криптовалют? Очень может быть, что нет.
3. «Не на том поле рожь уродилась».
Самую большую выгоду от криптовалют получают страны, максимально завязанные на экспорте, как Китай, например (тем более абсурдна его политика). Купцы получают возможности не иметь проблем с валютной выручкой и монетарными властями в придачу. Если грамотно перенастроить систему взимания пошлин и контроля за движением средств, то и хозяйствующие субъекты, и государство здесь начнут получать дивиденды, а торговый оборот возрастёт.
Но вот беда: у Белоруссии не велик объем внешней торговли. Экспорт в 2017 году не превысил $33 млрд, да и большая часть все равно приходится на переработку российских энергоносителей, а этот сегмент в биткойне не нуждается. Перенастраивать систему контроля под обращение криптовалют выйдет себе дороже. Нет, вводить изменения, безусловно, нужно, просто ждать позитивных изменений в виде роста оборота внешней торговли со стороны частников благодаря этому придется долго.
Взгляд сбоку
На самом деле, маловато действительно позитивных новостей. Честно говоря, меньше всего приходилось ожидать либеральных веяний со стороны Белоруссии. Но особенно в русских реалиях не стоит забывать про 3 вещи:
- небось;
- авось;
- счастливый случай.
Кто мог сказать в дефолтном 1998 году, что уже года через четыре Россия обретет огромный экономический вес в мире в связи с небывалым доселе ростом цен на нефть? Что мешает произойти такому же чуду и в области криптовалют? В конце-концов, к $20 тыс скакнул…