BTC/USD 60168.19 3.86%
ETH/USD 2422.62 3.23%
LTC/USD 65.11 3.83%
BRENT/USD 73.55 0.86%
GOLD/USD 0.00 0.00%
RUB/USD 90.93 -0.19%
Tokyo
Moscow
New-York

Технологии, которые могут убить майнинг

0
Автор материала: Олег Уппит

Как развитие технологий может ударить по криптовалютам

Мы все внимательно следим за котировками криптовалют, государственным регулированием и инсайдерскими сигналами бирж и разработчиков. Кто-то бежит пить валерьянку (или коньяк) после очередного отката рынка — а сегодня криптоинвесторы откупоривают бутылки шампанского: плюс $20 млрд (причем половина пришлась на биткоин) к общей капитализации рынка всего за полчаса-час — это не шутки.

Рост биткоина на 18.07.2018 г.

Графики ростов и падений, позитивные новости от американской Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC) и колебания политиков, которые боятся крипты, но не могут устоять перед искушением блокчейном — это все, конечно, очень увлекательно. Однако если ваш горизонт обзора не ограничен ближайшими и, будем честны, более-менее очевидными событиями и вы смотрите вперед — пора задуматься о том, какая судьба ждет крипторынок по мере роста вычислительных мощностей компьютеров.

Еще в середине шестидесятых годов Гордон Мур, один из основателей Intel, обнаружил, что количество транзисторов на интегральной схеме растет практически экспоненциально, увеличиваясь в два раза примерно каждые полтора-два года. Среди прочего это означает аналогичный рост вычислительной мощности компьютеров.

Закон Мура для процессоровВизуализация закона Мура для процессоров

Если вдруг забыли, что смартфон в вашей руке многократно мощнее занимающего несколько институтских лабораторий циклопического MARK-II, бывшего первым суперкомпьютером, приведу простую параллель. Еще в начале 80-х авторы научного журнала Scientific American описали масштаб происходящего, использовав такой образ: «Если бы авиапромышленность в последние 25 лет развивалась столь же стремительно, как промышленность средств вычислительной техники, то сейчас самолет Boeing 767 стоил бы $500 и совершал облет земного шара за 20 минут, затрачивая при этом примерно 19 литров топлива». За прошедшую четверть века ситуация только усугубилась.

Для криптовалют, построенных на вычислении майнерами новых блоков сети (то есть да, не для всех), это может означать, что с ростом быстродействия вычислительных машин растет и скорость распределенных расчетов, которые они могут осуществлять. Параллельно закону Мура действует и еще одно правило, на этот раз скорее рыночное: стремительно падает стоимость процессоров. Так все более и более мощные компьютеры становятся все более и более доступны постоянно ширящемуся кругу людей.

Сам по себе закон Мура описывает узко материальную часть происходящего прогресса. Именно поэтому вот уже несколько лет можно услышать, что это правило больше недействительно. Особенно часто заметки об «отмене закона Мура» стали появляться в последние два-три года, когда процесс дальнейшего наращивания числа транзисторов уперся в объективную проблему атомарности мира, в котором мы живем, — впрочем, сам изобретатель говорил о том, что это должно рано или поздно произойти, еще с начала 2000-х годов.

Но, если смотреть шире, это правило развития, пусть и не работающее больше в качестве ставшей привычной формулы, дает нам зацепку, раскручивая которую можно выявить проблему. Давайте подумаем, какие технологические решения, находящиеся сейчас на пороге внедрения или приближающиеся к нему, могут угрожать криптомиру тем, что незамедлительно обсчитают все блоки, резко впрыснув на рынок миллиарды новых токенов, порожденных сотнями тысяч новых элементов блокчейнов.

Самое страшное, что может случиться, — это, понятное дело, реализация доступной пользователю (в первую очередь способной выполнять пользовательские задачи, в том числе майнинг) версии квантового компьютера.

Квантовый компьютер DWave от GooogleСуперкомпьютер Google 

Устройство, построенное на принципах использования в обработке данных и их передаче таких физических явлений, как квантовая суперпозиция и квантовая запутанность, превосходит обычный компьютер на множество порядков. Ужас в том, что квантовые компьютеры уже существуют: например, созданный инженерами Alphabet (так, вообще-то, вот уже несколько лет официально называется корпорация, более известная как Google), 72-кубитная машина. Но паниковать пока рано — ученые еще не поняли, как использовать компьютеры, обладающие квантовым превосходством, для «бытовых» целей — сейчас на них даже невозможно установить операционную систему. Впрочем, момент создания оболочки, которая, наряду с уже проводимыми на таких машинах вычислениями, позволит им вести и расчет новых элементов блокчейн-цепей, уже не за горами.

Существуют и другие технологические возможности ускорить быстродействие компьютера. Скримионные системы, предложенные исследователями из Массачусетского технологического института (MIT), построенные на взаимодействии электрических полей с виртуальными частицами, основанными на микровозмущениях пространственной ориентации магнитных элементов.

Жидкие кремниевые процессоры и интегральные микросхемы, обладающие хаотичной структурой, которые предлагают некоторые ученые, — тоже являются интересным вариантом решения этой задачи.

Так что, как видите, несмотря на то что уже к 2020 году дальнейшее следование закону Мура в узком материальном смысле станет вдобавок элементарно невыгодным экономически, технологии уже позволяют соблюсти — и даже обогнать его, если смотреть на него как на правило увеличения вычислительных мощностей.

Парадокс в том, что для блокчейна как технологии подтверждения транзакций все это — новости однозначно хорошие. А вот по криптовалютному рынку может быть нанесен ощутимый удар.

Конечно, существуют криптовалюты, построенные на альтернативных блокчейну технологиях или не обращающиеся к принципу вознаграждения токенами за майнинг. Есть и те, разработчики которых сознательно используют алгоритмы, препятствующие добыче новых блоков на специализированных устройствах, — для того чтобы майнерами могли продолжать оставаться обычные пользователи. Внедрение таких решений сможет потенциально оградить криптовалюты, которые на него решатся, от проблем с квантово превосходящими компьютерами, но при этом легко представить себе ситуацию, в которой фермы превратятся в музейные экспонаты — архивное оборудование, годное только для майнинга и при этом далеко отстающее по своим возможностям от обычных пользовательских устройств, которые будут доступны на рынке. Наверняка появятся и решения, приспособленные для жизни в мире ускорившихся вычислений.

Но велика и вероятность того, что в массе своей криптовалюты ждет возвращение к своей изначальной природе. Они наконец-то превратятся в повседневное платежное средство, каким видел биткоин на заре его создания Сатоши Накамото. Инвесторы, конечно, останутся, но уже не те, с горящими глазами ожидающие мгновенных прибылей, а обычные, скучные брокеры — вроде играющих на традиционных фиатных валютах и активах доблокчейновой эпохи.

Держите руку на пульсе технологий и помните, что они способны принести куда больше сюрпризов, чем колебания рынков и решения надзорных органов. В следующий раз тем, кому стало интересно, а что же делать со своими фермами, когда считать на них станет нечего, я намерен рассказать про альтернативные пути использования майнинговых систем.

Автор материала:
Футуролог. Блокчейн-энтузиаст, криптоанархист, криптовалютный скептик. Изучаю социальные, политико-экономические и моральные эффекты наступающего будущего.