Все-таки любят у нас на Руси все масштабное: если колокол, то сразу Царь (то же самое с мегапушкой); если меткомбинат, то самый большой в Европе; а уж если за науку возьмемся, то нате вам – получите сразу Сколково! И что характерно, многие подобные колоссальные затеи экономически (и логически) весьма обоснованы и имеют право на существование, потому что в рамках таких систем дешевле решать все сопутствующие проблемы. Налицо кооперирование и синергия:
-
царь-колокол, конечно, не стоит учитывать, но вот царь-пушка прикрывала Спасские ворота изнутри (на случай прорыва восставшей черни внутрь Кремля), и при стрельбе картечью эффективность одного ее выстрела сравнима с целой пулеметной ротой;
-
промышленные объекты вообще практически все отличаются возрастающей экономией на масштабе (в Советском Союзе это, кстати, поняли и приняли решение сосредоточить производство ядерных реакторов в одном месте – Волгодонске, построив циклопические цеха. Только производство окончательно не успели перевести).
Научная тонкость
Но с наукой выходит засада. Не показывает она результатов, хотя бы на уровне сельскохозяйственного производства. Уж ее и финансируют, и сомнительных личностей сажают, и даже нового Председателя академии наук избрали, а она как окаменела.
Всё потому, что не растет наука указом сверху! Только тогда массово начинают появляться изобретения, проводиться прикладные исследования и, в конце концов, развиваться передовые научные теории (именно в таком порядке), когда массово появляются:
-
финансовые возможности у многочисленных заказчиков;
-
потребности в научных исследованиях у них же.
Прикладные разработки как физическое воплощение прогресса исходят из рыночных потребностей общества. Та же Кремниевая долина – лишь то, где собралось на ограниченной территории множество мелких исследователей, влекомых необходимостью удовлетворить рыночные запросы на перспективные разработки. Следует подчеркнуть – их было много и ни у кого из них не было «контрольной доляны» на долину.
Но что же с криптовалютами? Тема их последовательной разработки (шлифовки программного кода, коррекции технологии блокчейн) является вполне высокотехнологичной и требует привлечения наисветлейших умов современности в области программирования и построения логических процессов. Разумно было бы объединить их под одной крышей (например, в том же Сколково), не так ли?
А можно ли наращивать «дозу»?
Нет! Не только не логично, но это все равно, что поливать саженцы клубники бензином. Криптовалюта, с точки зрения майнинга, очень сильно схожа с научными изысканиями, только подход здесь на основе идеологической сути цифровых монет. Первенец – биткойн – задумывался именно как децентрализованное платежное средство, не находящееся под контролем какого-либо субъективного участника (будь то правительство или человек). А это накладывает ограничения на структуру самой криптовалютной системы: ни один из аспектов ее существования не должен быть монополизирован, потому как если таковое будет иметь место быть, то это быстро приведет к фактической приватизации данного криптовалютного актива из-за того, что этот самый аспект существования станет зависеть от конкретного «приватизатора».
Благо, таких аспектов у виртуальных денег очень мало:
-
непосредственная добыча выигрышных хэшей (заголовков блоков, значений виртуальных монет);
-
подтверждение транзакций.
И та, и другая функциональность осуществляются автоматически, успевай только вводить в строй все новые вычислительные мощности.
Идеал организации любой криптовалютной системы – множество мелких майнеров, рассредоточенных (желательно равномерно) по территории планеты. Теоретически, можно и на Марсе ферму разместить: хоть там и будут проблемы с энергией, зато точно не предвидится никаких трудностей с теплоотведением (от авт.: на правах шутки).
Реальность, как всегда, приобрела иной формат под воздействием банальной жадности. Раз майнинг начал приносить реальные деньги, значит, для достижения новых высот по прибыли следует просто масштабировать вычислительные мощности. В итоге мир увидел колоссальные по своей производительности пулы: на начало 2018 года почти ¾ перебора всех хэшей биткойна приходится на 5 «мегаферм». Это:
-
BTC.com (более 20% хэшрейта);
-
AntPool (почти 20%);
-
BTC.TOP (около 13%);
-
ViaBTC (10%);
-
SlushPool (10%).
Как вы думаете, что произойдет, если хоть один такой «добытчик» по каким-либо причинам перестанет выполнять свое предназначение? Скорее всего, всю платежную систему биткойна как минимум ждет кризис с образованием длиннющих очередей на подтверждение транзакций. Участники рейтинга постоянно ротируются в зависимости от изменений их вычислительной мощности, и бывают случаи, когда 4 из 5 участников территориально расположены в Китае. С этих позиций вполне обоснованно назвать биткойн мировой китайской валютой.
Естественным противовесом в такой ситуации является появление множества криптовалют, которые наращивают свою капитализацию, уменьшая удельную долю биткойна. У пользователей появляются альтернативы, которые делают всю криптовалютную систему устойчивее.
Плюс к тому противодействие масштабированию осуществляется и на качественном уровне посредством изобретения таких криптовалют, которые не могут добываться высокопроизводительными ASIC-ами (имеет место банальное сдерживание производительности майнинга). В итоге если посмотреть на всю систему виртуальных денег целиком, то пока что ни у кого (ни у страны, ни у личности) нет намека на контрольный пакет, хотя позывы, к сожалению, присутствуют.
Резюме, или майнинг с точки зрения менталитета
Создание отечественной «майнинговой долины», к сожалению, нельзя отнести к категории мифа. Увы, но это вполне реализуемая деструктивная для самой идеи криптоденег затея, особенно, если получит развитие замысел по внедрению государственной виртуальной валюты – «крипторубля»… М-да.
В октябре прошлого года президент РФ дал поручение подготовить нормативную базу обращения криптовалют (результат, кстати, должен быть готов к 01.07.2018). В качестве одного из пунктов обсуждения как раз значилось внедрение отечественной (контролируемой и «обеспеченной») виртуальной валюты. Так вот это было пока признано «преждевременным». Но лиха беда начало! Что ж мы, хуже остального прогрессивного человечества? Есть мнение, что появится на просторах нашей необъятной отечественный майнинговый суперцентр. Потому что у нас так всегда…
>