BTC/USD 27132.65 0.54%
ETH/USD 1899.37 1.09%
LTC/USD 94.60 -0.44%
BRENT/USD 73.55 0.86%
GOLD/USD 0.00 0.00%
RUB/USD 80.88 -0.11%
Tokyo
Moscow
New-York

Блокчейн для микротранзакций

Блокчейн и микротранзакции

Когда криптовалюты только зарождались, подразумевалось, что они, в первую очередь будут инструментом небольших бытовых платежей между отдельными частными лицами. Купить небольшой гаджет, заказать пиццу (не вспоминайте сейчас ту глупую историю, речь не о ней) или одолжить приятелю немного до зарплаты. Однако, сложилось так, что, по мере превращения криптовалют в мощнейший инвестиционный инструмент, эти возможности очень серьёзно пострадали. В том числе и из-за того, что для многих из основных валют, как для биткойна, так и для, хотя и в меньшей степени «цифрового серебра» Ethereum. Время проведения транзакций стало неоправданно высоким.

Поиски решений для микротранзакций, которые могли бы обеспечиваться блокчейн-инструментарием, продолжились, несмотря на это. Кто-то сейчас сосредоточился на создании криптовалют, токены которых подходят для такого рода небольших платежей, другие решили использовать блокчейн как платформу для работы с традиционными активами: от счетов мобильных телефонов (на Земле существуют целые густонаселенные регионы, в которых деньги, лежащие на счете мобильного оператора применяются в качестве альтернативы недоступным местному населению банковским счетам и услугам) до обеспечения физическим трудом в стиле «я на тебя поработал — ты кинул мне «денежных единиц».

Перевод финансовых операций на блокчейн-платформы — это, часто, не труд каких-то низовых инициатив, а вполне сознательное решение «сверху». В переходе на блокчейн заинтересованы и многие банковские организации и даже сами государства.
Дело в том, что в условиях финансовой нестабильности и гиперинфляции, как это происходит, например, в некоторых африканских странах или в Венесуэле, создание валюты, альтернативной действующей государственной и реально платёжеспособному (при этом, где-то запрещённому к обороту, а в других местах — официально признанному вкачестве платёжного средства вместо «сгоревшей» местной денежной единицы) американскому доллару, если оно не будет инициировано властями, произойдет самостоятельно.

Ещё несколько лет назад, в одном из городков Греции, разорённой неумеренными кредитными аппетитами правительства, залезшего в глубочайшие долги к Евросоюзу, возникло местное платёжное средство (пока что без всякого блокчейна), обеспечиваемое взаимными трудовыми и товарными обязательствами. Хотя официальные Афины и не решились до сих пор, несмотря на видимую невооруженным взглядом эффективность этого решения, масштабировать его, да и, вообще, предпочитают смотреть на него сквозь пальцы, никак не афишируя (в том числе, потому, что это может вызвать серьезное недовольство Европейского Союза, уже «давшего по рукам» Эстонии с их идеей создания национальной криптовалюты, заявив, что «в Евросоюзе существует и может действовать только одно официальное платёжное средство — и это «евро»), правительство, тем не менее никак не препятствует существованию этой локальной валюты.
В анархистских кругах Канады, не желающих иметь дело с официальным денежным оборотом, ещё с 90-х годов прошлого века используются разорванные пополам однодолларовые бумажки (как и в России, разделённую ровно посередине купюру там нельзя обменять в банке на целую).

Но блокчейн интересен и властям. В Швеции он мог бы стать мощным подспорьем по окончательному переходу к «безналичному обществу», концепция которого успешно внедряется в этой стране. Цель шведского правительства — криминализировать оборот недоступных к контролю наличных и полностью вывести их из обращения. И это в стране, которая первой в Европе начала использовать бумажные деньги, что является для шведов одним из элементов национальной гордости. Дело в том, что блокчейн — это не только про анонимность, но и, наоборот, про возможность обеспечения полного, по-настоящему тотального контроля за денежным оборотом. Ведь каждая транзакция фиксируема и нефальсифицируема - а значит, всегда при соответствующих настройках блокчейн-экосистемы, может быть отслежена.

Такие правительства мотивируют этот подход защитой интересов национальной безопасности и такими знакомыми нам аргументами как контроль над «возможностью финансирования терроризма и преступной деятельности».

Но блокчейн (как, впрочем, и другие безналичные решения), в то же время, является отличным гарантом и личной безопасности и защитой для семейного бюджета в неблагополучных странах. Так, любой сомалийский рыночный торговец откажется принимать у вас доллары, попросив перевести деньги на его мобильный - потому что так деньги у него не украсть, а в одной из других африканских стран женщина рассказывала, что переход к безналичным платежам позволил ей защитить деньги, которые она откладывала на питание и будущее образование своих детей от посягательств страдающего от алкоголизма мужа.

Не все понимают, как это работает, но технология даёт стабильный эффект. После нашумевшего случая, произошедшего как раз таки в столице вышеупомянутого Сомали — городе Могадишо, стал наблюдаться существенный спад уличной преступности. Дело было так: грабители в ночное время остановили на улице молодого человека и, угрожая ножом, заставили перевести все деньги с его телефона на мобильник одного из преступников. Как вы понимаете, незадачливые злоумышленники были пойманы уже на следующий день. А вот для организованного терроризма переход к подобным инструментам, а тем более к «белым», неанонимным блокчейн-решениям становится по-настоящему серьёзной проблемой. Недаром в Африке главной выступающей против безналичного оборота силой является группировка радикальных исламистов-фундаменталистов Аш-Шабаб, некоторое время официально присягнувшая идеям Исламкого Государства (террористическия организация, деятельность которой запрещена на территории Российской Федерации).

Так, проникая как в сообщества, лишенные доступа к традиционным банковским услугам, так и будучи внедряема правительствами, идея блокчейна микротранзакций может получить мощное развитие, как в сторону поддержки нуждающихся слоёв населения, которым будет полезен подобный инструмент, так и в сторону создания систем контроля над денежным оборотом, куда более мощных, нежели существующие в современной банковской системе.

Как вы видите, выходя на рынок микротранзакций, блокчейн-технологии, с одной стороны, «возвращаются к своим корням», но, в то же время апроприируются властью в своих интересах. Тем не менее, обеспечение небольших частных переводов один из самых перспективных на сегодня путей развития блокчейна применительно к финансовому сектору. Причем внедряться эти решения могут не только в виде создания новых специализированных криптовалют, но и в качестве технологической платформы для эволюции существующего банкинга и системы денежного оборота.