Первым этапом развития криптовалют стал майнинг: энтузиасты выделяли часть вычислительной мощности своих компьютеров для обсчёта новых блоков. Биткойн неторопливо рос в цене, а новые блоки возникали так часто, что все те, кто начинал майнить ещё в то время, если бы большинство из них не рассталось бы со своими активами раньше сегодня входили бы в списки Forbes.
Когда рядом с биткойном возник альтернативный ему блокчейн Ethereum (по-русски обычно называемый «эфиром»), разработанный программистом русского происхождения Виталиком Бутериным, стало понятн, сколько возможностей блокчейн-технологий оставались за бортом внимания первого поколения разработчиков, а с ними и майнеров.
Новые блокчейны, наряду с форками уже существующих начали возникать как грибы после дождя. Параллельно с этим, заметив взрывной рост стоимости отдельных валют — в первую очередь, конечно, биткойна, огромное количество людей во всём мире принялось лихорадочно заниматься майнингом. В тот же, примерно, момент было обнаружено, что расчет новых блоков быстрее осуществляется с помощью видеокарт, а не ресурсов центрального процессора компьютера.
Вкупе это породило настоящую эпидемию майнинга. Люди продавали машины и брали кредиты, чтобы приобрести видеокарты. Звучит как дичайшая авантюра — но некоторым из них, действительно удалось приумножить свои активы. Видеокарты пропали из компьютерных магазинов, а акции их производителей, например, компании Nvidia резко взлетели.
Параллельно с этим на рынок пришли представители традиционного финансового мира — биржевики и трейдеры со своими правилами игры. Они не майнили, но, играя на разницах курсов, снимали сливки со стремительно развивающегося рынка криптовалют и блокчейна. Одной из идей, возникшей в этих кругах и добавившей блокчейн-энтузиазмо стала процедура ICO.
ICO — это альтернативный венчурным и иным подобным инвестициям способ получения первоначального капитала для стартап-проектов. Вместо того, чтобы охотиться за бизнес-ангелами или унижаться перед представителями инвест-фондов, молодые предприниматели получили возможность напрямую обращаться к своей потенциальной аудитории, предлагая ей токены будущего проекта. Получилось, что ты вроде выхода на биржу, но наоборот — токены, играющие роль акций, распределялись между инвесторами до запуска проекта, тогда как в случае с IPO на традиционных биржах, далеко не все крупные бизнесы до сих пор прошли его. Так, например российская поисковая система «Яндекс» и связанные с ней сервисы шли к выпуску официальных акций и началу их торговлей на биржах больше десяти лет.
Биткойн появился в первые дни 2009 года — а значит блокчейн всё ещё очень молодая технология. Следовательно, мы не знаем ни всех его потенциальных возможностей, ни тех вызовов, которые он ставит перед обществом. Это только начало долгого и увлекательного пути.
Если сегодня криптовалюты — скорее средство накопления, чем имеющее уверенное хождение платёжное средство, а значит они находятся на начальном этапе того пути, который прошли «традиционные», привычные для нас «деньги» — следовательно впереди их ждёт ещё большое поле возможностей и множество испытаний.
Сейчас однозначного отношения к этому явлению ещё нет, экономический и юридический статус криптовалют по-разному рассматривается в мире: как платёжное средство, цифровой товар, иногда вводятся ограничение в работе (например, запрет на операции для юридических учреждений). Некоторые правительства заявляют, что поддерживают криптовалюты, другие же готовы защищать свою национальную систему от ее вторжения.
Вероятно, часть цифровых валют утратят приставку «крипто-» и превратятся в обычные банковско-государственные финансовые инструменты. Другие будут становиться всё более защищёнными — и тем самым вызывать всё больше радости своих приверженцев и всё больше панических заявлений со стороны оппонентов. Третьи — останутся инструментом инвестиций в бизнесы, по мере развития краудфайндинговых принципов ICO всё более вовлекаемых в блокчейн-процессы.
с помощью аккаунта в соц. сетях
или
с помощью аккаунта в соц. сетях
или