Инвестиционный климат. Как много разнообразных правил и категорий переплетается в этом понятии. Здесь присутствуют и соблюдение прав человека в государстве, и трудности с кредитованием, и налоговые правила, и правовая практика. И это только верхушка айсберга, а еще есть склонность общества к предпринимательской деятельности, доля образованного населения, культура отношения к чужой частной собственности, в конце концов!
И вот когда наши государственные мужи либо констатируют некие успехи в деле улучшения инвестиционного климата, либо в очередной раз заявляют о необходимости его развития — ведь это они про весь этот ворох (простите — комплекс) проблем и задач говорят! То есть государству нужно изыскать денег, определиться с кругом потенциально возможных подрядчиков, отрихтовать практику их взаимоотношений с налоговой службой в рамках реализации инвестиционной программы (чтоб не потрошили раньше времени), присмотреться повнимательнее к исполнителям на предмет их квалификации… Каких только проблем и задач не стоит перед нашими руководителями в рамках развития инвестиционного климата (если и не во всей стране, то на отдельно взятой территории).
Вот так окинешь еще раз беглым взором фронт работ, и перестает вериться, что все задачи не то что решить в разумные астрономические сроки получится, но хотя бы сдвинуть проблему с места.
Проблемы целеполагания
А может быть, проблемы в голове? Может, и не нужно государству браться за это дело — заниматься инвестированием? Вопрос отнюдь не риторический. 70 лет советской власти убедительно доказали миру, что государство — плохой предприниматель. Все действительно передовое и «не имеющее аналогов в мире», как правило, было только в области оборонки (ну, или космос, что тоже было оборонкой). А вот производить хорошо товары для жизни (легковые автомобили там или одежду) у государства получалось из рук вон плохо.
Так будет происходить и впредь, пока власти в стране будут заниматься не свойственными им задачами. Ведь совсем не новый завод государство строить должно, а создавать нормативно-правовую базу и тот самый благоприятный инвестиционный климат, о котором шла речь в самом начале. Но только — стоп — без дальнейшего собственного участия в процессе вложений. Государство должно только задавать правила игры (называется — закон) и создавать условия максимального благоприятствования. А вот инвестировать должны частные предприниматели. Только у них есть и желание увеличивать количество производимых и очень востребованных обществом товаров (конечно, ведь ненужное просто не купят), и стремление улучшать их качество.
Только частный бизнес (на основе исключительно частной собственности) способен создавать инвестиционную среду, которая перераспределяет активы в экономике. И лишь наличие такого механизма способно увеличивать производительность труда и капитала и приводить к поступательному росту ВВП.
Робкая, но возмущенная налоговая инспекторша (НИ) спрашивает нового русского (НР): «У вас три квартиры в Москве, четыре автомобиля класса-люкс, загородный участок площадью в 3 гектара… Вот на какие деньги это все куплено?» «На мои», — отвечает НР. «А вот мне кажется, что все это — народные деньги!!!» — возмущается НИ. «Да ну ты что! Откуда у народа такие деньги?!»
Возникает резонный вопрос. Ведь для начала инвестирования нужны капиталы, и немалые. Так откуда у частных предпринимателей могут появиться требуемые суммы?! Большинство с надеждой смотрит в сторону государственной казны и совершает ошибку. Вовсе не оттуда прольется на Россию-матушку золотой дождь инвестиционных капиталов (если ему дадут пролиться, конечно).
ICO — насущная необходимость
Деньги для старта бизнеса (особенно с крупной капитализацией, если судить по активам) крайне редко бывают собственные (дескать, накопил). Обычно это одно из двух:
- заемные;
- привлеченные.
Под привлечением подразумевается любая природа денег, только не кредитная (когда не нужно возвращать сумму с процентами к назначенному сроку). Но, даже будучи кредитными, первоначально эти деньги могут иметь привлеченную природу (то есть образовали акционерный фонд и выдали из его средств ссуду предпринимателю).
Именно привлечение денег в различные проекты в экономике формируют ее инвестиционную мощность, так как такие вложения, по сути, объединяют заинтересованных в успехе предприятия людей (в отличие от кредитования, где заимодавец просто заинтересован, чтобы ему вернули деньги с процентами).
Если рассмотреть что вооруженным, что невооруженным взглядом ситуацию на традиционном организованном финансовом рынке отечества, то вы не увидите на нем толп стартаперов, подписывающих на пресейле народ на свои акции в рамках первичного размещения (IPO). Процедура крайне зарегламентирована и, по сути, запрещена для среднего и мелкого бизнеса.
Иное дело — ICO. Взгляните, что творится на мировом рынке.
И даже не так интересно, что предполагалось реализовать в рамках данных проектов, сколько то, насколько легко удавалось организаторам мобилизовать столь крупные капиталы в столь сжатые сроки.
А как вам первый этап пресейла Telegram (запрещенная в России организация)? $850 млн! И это только начало…
А все почему? Да потому, что ICO — ничем не скованная процедура: ни регламентами, ни проверками на соответствие, ни даже возможными санкциями! (Ну, против кого санкции-то вводить, если деньги в обезличенной распределенной криптовалюте привлекаются?)
Вот как вы думаете, раз уж инвесторам так понравилась универсальная платформа-идеология Telegram, где Павел Дуров разом пообещал решить все проблемы криптовалютных сетей с помощью своего собственного альткоина TON, то понравится ли инвесторам идея вложиться в строительство, к примеру, более «приземленной» платной автомагистрали (которых в родном отечестве явный недобор)? А железной дороги (мест в стране, где есть на это потенциальный оплачиваемый спрос, навалом)? А, скажем, ветропарка или колоссальной приливной электростанции? Места в статье не хватит перечислять все интересные и нужные задумки.
Если государство развернется к криптовалютам лицом и поставит процедуры ICO на службу интересам страны, то Россию ждет такой взрывной рост на деньгах, которые будут вкладываться в нее со всего света, что никакой послевоенный европейский план Маршалла ей и в подметки не будет годиться!..
Неутешительное резюме
А что же (кроме признания криптовалют) для этого от государства-то нужно? Немного. Чтобы у полковников милиции не скапливались сотни миллионов долларов (в наличном и безналичном формате)…