ICO[1] в последнее время проводятся все чаще и чаще и становятся популярным способом инвестирования. Многие компании задаются вопросом — как организовать успешное ICO? В свою очередь, инвесторы тоже нуждаются в алгоритме правильного анализа ICO-компаний, ведь от этого зависит безопасность их вложений.
Как выглядит привлекательный для инвестора проект ICO? Он обязательно должен включать несколько ключевых пунктов. Соблюдение ниженазванных условий поможет проекту повысить лояльность инвесторов и заинтересовать общественность. Все это путь к увеличению количества вложений и, как следствие, капитала компании.
Игорь Пахомов из команды Esteq Cybersecurity (компьютерная безопасность и защита от DDOS-атак) приводит основные критерии, по которым инвесторы выбирают определенное ICO в качестве площадки для вложений:
1. Команда. Потенциальные инвесторы в ICO начинают свое исследование именно с команды. Порой пристально изучаются даже профили в социальных сетях и прошлые проекты ее участников. Команда проекта должна вести публичную жизнь, общаясь с сообществом, устраивая видеоинтервью и посещая конференции. Это должны быть конкретные люди — бенефициары, идентифицируемые инвесторами.
2. Жизнеспособность проекта. Концепция самого продукта должна иметь смысл и коммерческий интерес для потенциальных клиентов. Никто не будет инвестировать в проект, цели и бизнес-мотивы которого неясны или даже объективно нереализуемы.
3. HYIP (хайп-проект). Имеет значение, какой шум вокруг продукта удалось создать команде. Сообщество криптоинвесторов непросто обмануть, поэтому посты на форумах, в группах и частных беседах дают четкое понимание, «горячий» ли ICO.
4. Реалистичный капитал. Если проект наметил грандиозный сбор в $30–100 млн — это должен быть действительно исключительный случай совпадения гениальной команды и горячей идеи, в которую поверили инвесторы, но на практике это часто лишь повод для ухмылки. Нормальный сбор ~$3–5 млн — это колоссальные деньги, которых достаточно для создания серьезного продукта и продвижения его на рынок.
5. Техническая экспертиза команды и кибербезопасность. Очень часто ICO подвергаются взломам, фишингу, спаму по инвесторам и сообществу, DDOS-атакам на приложение. Все эти вещи значительно уменьшают шансы на успех или приводят к прямому коллапсу проекта, если цель атаки достигнута и инвесторские деньги украдены. Бывают случаи скама, когда команда ICO заявляет о том, что деньги утрачены, но такие инциденты должны быть исследованы и это никоим образом не снимает с команды обязательств перед инвесторами.
6. Прозрачность и комьюнити-менеджмент. Очень важно понимать происходящий прогресс внутри команды и продукта. ICO-команда должна действовать по принципам криптосообщества, сообщество должно быть вовлечено в разработку и фичи, а в идеале компания должна быть DAO (децентрализованная автономная организация).[2]
Со стороны организаторов полностью продумать и организовать ICO не так уж и просто. Секретами успешного ICO поделились предприниматели Кенес Ракишев и Дмитрий Михайлов.
Одним из примеров успешного проведения ICO является краудсейл криптосмартфона FINNEY компании Sirin Labs Кенеса Ракишева. Это смартфон и ПК, позволяющие надежно хранить криптовалюту и совершать конвертации и транзакции. «В режиме реального времени наша команда в мессенджере Telegram оперативно консультирует клиентов по приобретению токенов и их последующей конвертации, отвечает на любые вопросы. Глобальную поддержку также оказало привлечение Лионеля Месси, который стал нашим новым амбассадором. Совокупность этих факторов позволила нам собрать $157,9 млн во время ICO», — отметил Кенес Ракишев.
ICO — новая площадка для долгосрочного инвестирования активов. Однако человеку, инвестирующему в ICO, следует понимать, что от рисков никто не огражден. Область криптовалют и ICO в частности еще до конца не урегулирована законодательно, что может вызвать неоднозначные ситуации не в пользу инвестора. Чтобы избежать лишних проблем, необходимо оперировать только свободными деньгами, просчитывать все риски и выбирать наиболее привлекательный проект — это убережет от возможных ошибок.
__________________________________________________________________________________________________________
[1] ICO (Initial Coin Offering) — форма привлечения инвестиций в виде продажи инвесторам фиксированного количества новых единиц криптовалют.
[2] DAO или децентрализованная автономная организация — это компании, основанные на технологии блокчейн, у которых нет традиционных владельцев и центральных управляющих органов (совета директоров, СЕО, финансового директора или вице-президентов).
Автор: Анастасия Шевченко