ICO − это способ краудфандинга, при котором происходит сбор средств на стартап с выпуском отдельной монеты в качестве вознаграждения инвесторам. Чем лучше будут дела у стартапа в будущем, тем выше будет курс криптомонеты и тем больше будет ROI (коэффициент окупаемости) на инвестиции у инвесторов. При этом ROI измеряется тысячами или даже десятками тысяч процентов, что привлекает огромное количество инвесторов в участие в проектах.
Для проведения ICO есть определённые устоявшиеся правила и подходы. Здесь нельзя говорить ни о какой обязательной процедуре или об обязательных этапах, поскольку никто никого ни к чему не обязывает. Это добровольное взаимодействие на взаимовыгодной и взаимодоверительной основе. Но поскольку процедура проводилась уже много раз и хорошо известна всем участникам, то её придерживаются и новые стартапы.
Рассмотрим вопрос в отдельности – с позиции команды, проводящей ICO, и со стороны инвесторов, желающих принять в этом ICO участие.
Этапы проведения ICO для команды
Команда, принявшая решение на сбор средств посредством ICO, обычно проходит несколько этапов:
- Проработка идеи - создание продуманной, красивой подачи сути проекта для широкой аудитории (без этого ничего собрать не получится, так как большая часть слушателей является очень осведомлёнными не только в вопросах инвестирования, но и в технических аспектах сбора средств).
- Создание дорожной карты – обозначение основных этапов разработки продукта под идею: обязательно указывать, что и когда планируется реализовывать.
- Написание WhitePaper – инструкции, тщательно и аккуратно расписывающей суть идеи, способы её достижения и т.д.
- Пиар-компания – комплекс мероприятий по донесению до масс информации о предстоящем ICO (требует профессиональной подготовки, понимание рынка).
- Этап предварительного ICO (preICO) – начальное размещение монет для группы лиц из белого списка для оценки степени заинтересованности аудитории и с целью последующей доработки компании по ICO.
- ICO – это основной этап компании - сбор средств с лимитом по времени или объёму.
- Подведение итогов – фиксирование результатов после сбора средств и осуществление выплаты тем, кто принимал участие в пиар-компании.
Этапы проведения ICO для инвесторов
Чем профессиональнее подошли к вопросу пиара идеи те, кто проводит ICO, тем больше вероятность сбора средств с инвесторов и тем сложнее инвесторам отличить рабочую идею, которая принесёт отдачу от вложений, от скама (обмана инвесторов с целью получения лёгких денег без реализации самой идеи).
Обычно для оценки компании инвесторы смотрят на идею и на команду. Для многих достаточно понимать, во что они вкладывают деньги и кому они их отдают. Они смотрят на потенциал идеи, её востребованность и реализуемость. От команды требуется быть известными и внушать доверие. При этом мало, кто проверяет, а действительно ли за ICO стоит та команда, которая заявлена? Что уже говорить о том, что правильная оценка идеи требует определённого времени на то, чтобы ей проникнуться. При большом количестве ICO идеи читаются “по верхам”, без глубокого поружения в детали, и, следовательно, возможность достоверной оценки стартапа сводится к минимуму.
Так и получается, что правильный пиар имеет первоочередное значение в ICO.
Инструменты для оценки привлекательности ICO
- Сайты с рейтингами ICO
Конечно, не стоит доверять рейтинговым сайтам на 100%, ведь их основной доход - с рекламы ICO, поэтому независимость данных рейтингов под сомнением. Но есть интересные ресурсы данной тематики. Например, digrate.com проводит авторскую (командную) оценку компаний на предмет доверия и степени привлекательности для инвесторов. Для принятия решения команда, судя по всему, пытается анализировать, помимо общедоступной информации, ещё и смарт-контракты ICO для вынесения заключения о скамности проектов. Сразу просматривается кропотливая ручная работа авторов ресурса. Однако сейчас счёт уже идёт на сотни ICO, если не на тысячи, и воспользоваться сайтом получится только для получения чужой оценки небольшого процента от всех компаний.
2. Тематические форумы
Есть ещё один способ оценки компаний - по спискам ICO. Этот способ давно известен всем опытным инвесторам. Речь идёт о популярных форумах, таких как bitcointalk, на которых представители стартапов заявляют о своих проектах, а потенциальные инвесторы пытаются провести совместную оценку целесообразности вложения денег. Так, совместная оценка совсем не обязательно будет достоверной, но всё же это листинг, и это оценка проектов. Не стоит забывать, что для проведения ICO нанимают опытных менеджеров, которые знают все тонкости, в том числе и правила управления мнением масс на форумах.
Итак, несмотря на то, что ICO – достаточно новый инструмент для инвестирования, рынок активно растёт, и существуют инструменты-помощники для ориентирования в появляющемся разнообразии новых ICO . Листинги, рейтинги, форумы помогают выбрать ICO с высоким уровнем доходности.