BTC/USD 4481.14 -0.75%
ETH/USD 132.43 -2.50%
LTC/USD 33.25 -1.29%
BRENT/USD 63.13 0.96%
GOLD/USD 1226.21 26.33%
RUB/USD 65.95 0.55%
Tokyo
Moscow
New-York

Перспективы развития критовалюты и токенов в России

0
Автор материала: Сергей Казинец

На секции Петербургского международного юридического форума 2018 (далее — ПМЮФ) в рамках панельной дискуссии «Цифровые объекты гражданских прав: подходы к понятиям, основы оборота» (18 мая) обсуждалась проблема нормативно-правового регулирования токенов, криптовалюты и смарт-контрактов в Российской Федерации.

В настоящее время подготовлено, три законопроекта (проект федерального закона
№ 424632-7 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» (о цифровых правах); проект федерального закона
№ 419059-7 «О цифровых финансовых активах»; проект федерального закона № 419090-7 «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)», рассмотрение которых запланировано в Государственной Думой Федерального собрания РФ (нижней палатой парламента) в весенней сессии 2018 г. Так, например, 22 мая 2018 года Государственной Думой было принято решение принять законопроект о цифровых активах в первом чтении.

Предпосылкой создания законопроектов послужило Поручение Президента Российской Федерации № Пр-2132 от 21.10.2017, в котором цифровая экономика названа одним из приоритетных направлений развития нашей страны, и поэтому, по итогам совещания по вопросу использования цифровых технологий в финансовой сфере Президент Российской Федерации поручил Банку России и правительству разработать регулирование криптовалют, майнинга и ICO до 1 июля 2018 г.

Как было верно замечено приглашенными экспертами на секции ПМЮФ, посвященной цифровым объектам, все три вышеназванных законопроекта требуют не только дальнейшего совершенствования и систематизации, но и «синхронизации» между собой, во избежание возможных противоречий между нормами.

Важный аспект, который, по мнению экспертов не был достаточно разработан в законопроекте — публично-правовой, например, вопросы налогообложения сделок с цифровыми объектами, механизмы принудительного изъятия цифрового объекта (принудительного лишения владения).

С точки зрения частного права, также остаются не ясными ряд вопросов: о моменте возникновения права на цифровые объекты и его фиксации, моменте перехода прав на такие объекты, возможность оспаривания сделок с цифровыми активами, а главное — их правовая природа: имущество, имущественная право, вещь или средство платежа. На сегодняшний момент эти проблемы остаются открытыми и требуют дальнейшего исследования.

Также, по мнению участников секции ПМЮФ о цифровых объектах, законодателю необходимо выбрать модель учета цифровых прав: будет ли она аналогична бездокументарным ценным бумагам (и тогда необходимо какое — либо третье лицо — «регистратор», и соответственно такая система уже теряет некоторую степень объективности) или же модель, при которой учет ведет сама система «внутри себя».

Однако замечу, что часть этих вопросов требует политического решения (разрешит ли регулятор вывести цифровые объекты из «теневой экономики», и если да, то, в каком объеме), так, например, игровые объекты (имущество, деньги в компьютерных играх), по мнению экспертов, не признаются исходя из положений законопроекта цифровыми объектами, а согласно системному толкованию Гражданского кодекса РФ являются лишь частью услуги, оказываемой по договору.

В одном из законопроектов (о цифровых активах) регулируется деятельность бирж, обменников, майнинга. Указанный проект закона должен внести ясность и определенность в майнинг. Так как в настоящее время майнеры сталкиваются с рядом проблем: с правильной регистрацией своей деятельности, с определением налогооблагаемой базы и учетом расходов, с импортом и таможенным оформлением оборудования.

Другой законопроект — об определении правового статуса криптовалюты, токенов и смарт-контрактов (О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации»). Например, токены в нем определяются как цифровые права, а точнее «как электронные данные, которые удостоверяют права на объекты гражданских прав».
Представители бизнеса также участвовали в предварительном обсуждении законопроекта, в частности, юридической компанией «Авелан», было подготовлено экспертное заключение по данному законопроекту, в целях более гармоничного включения нововведений в действующие институты гражданского права. Так, авторами заключения предлагается квалификация токена как вещи с точки зрения статьи 128 Гражданского кодекса РФ.

Законопроектом предполагалось введение нового для России понятие «цифровых денег», однако позже, после продолжительных обсуждений на рабочих группах, разработчики отказались от этой идеи, поскольку правовая природа криптовалюты (которая и должна была охватываться понятием «цифровых денег») не соответствует положениям, изложенным в законопроекте.

Напомню, в законопроекте цифровые деньги рассматривались, как «совокупность электронных данных (цифровой код), созданных в информационной системе, отвечающей установленным законом признакам децентрализованной информационной системы, и используемая пользователями этой системы для осуществления платежей. Такие деньги не обязательны к приему при осуществлении всех видов платежей, однако могут использоваться в качестве платежного средства, в случаях и на условиях, установленных законом».

Отмечу, что даже среди экспертов легализация цифровых объектов воспринимается не однозначно, высказывалось мнение о том, что криптовалюта имеет цену, но не имеет стоимости, она не обеспечена государством (как, например, электронные денежные средства), изначально появилась в теневой экономике, и поэтому на сегодняшний день цифровые объекты — это вызов для права.

Однако, в заключение, можно с уверенностью сказать, что в будущем, криптовалюта и токены, будут все-таки признаны легальными объектами гражданских правоотношений — в том или ином виде. Это является объективной необходимостью как для бизнеса, так и для самого регулятора.
Это следует, как из внесенных законопроектов, так и из свежего решения апелляционного суда [Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 09АП-16416/2018 по делу № А40-124668/2017], который признал криптовалюту имуществом для целей включения в конкурсную массу должника и обязал должника передать финансовому управляющему доступ к криптокошельку (передать пароль) для пополнения конкурсной массы.

Главными задачами сейчас являются введение базовых понятий в сфере цифровых активов («цифровое право»), гармонизация законопроектов, направленная на их объединение, так как все они включают единый предмет регулирования.

Автор материала:
Выпускник-эксперт Blockchain Lawyers
На правах рекламы Внедрение BLOCKCHAIN На правах рекламы
Комментарии