Игорь Судец, директор программы дополнительного образования Blockchain Lawyers
Если юристы не убьют блокчейн, то блокчейн убьет юристов. Ну, не всех, конечно, да и в целом, это будет хорошо для общества. Ведь блокчейн в совокупности с нейросетями способен формализовывать все отношения, а также урегулировать споры без привлечения профессионалов. Это будет возможно, когда база типовых смарт-контрактов станет достаточно содержательной. Такие базы создаются и наполняются уже сейчас.
Герман Греф уже давно заявляет о существенном сокращении штата юристов и автоматизации системы подачи исков − блокчейн позволяет распространить такие юруслуги на нескольких сторон, поскольку для них важно доверие друг к другу, подкрепленное знаниями юриста. А если система гарантирует качество, а блокчейн неизменяемость задним числом − сторонам только лучше.
Автоматизация в этом смысле не должна восприниматься юридическим сообществом отрицательно. Это как такси-беспилотники: сейчас они только входят на рынок, но через пару десятков лет смогут безопасно передвигаться гораздо быстрее обычных водителей. И для общей безопасности это только в плюс. В случае с юристами − профессия, конечно, не умрет, но скорее всего она интегрируется с программированием и рядом смежных.
Юристы неоднозначно подходят к вопросам блокчейн-технологий, многие из них не одобряют те же криптовалюты или ICO, а также своих коллег, которые интегрируются в новые сферы экономики и создают профильные практики.
- Важно понимать, что блокчейн — это именно технология, на ее базе создаются инструменты, и к разным инструментам разное отношение.
- Смарт-контракты возможны и вне блокчейна, что по какой-то причине игнорирует наш законодатель исходя из законопроекта, принятого в 1 чтении.
Если говорить именно о смарт-контрактах, то сейчас у них наиболее радужные перспективы. В отличие от остальных направлений регулирования законопроектов, которые предлагают создать достаточно жесткие рамки для ICO и майнинга, отказываются решать вопросы налогообложения, а ко 2 чтению с большой вероятностью перестанут хоть как-то упоминать криптовалюты − у смарт-контрактов неплохие шансы быть легализованными.
Тут важно понимать, что и сейчас вполне легально закреплять смарт-контракт, электронную подпись никто не отменял. Новую форму договора также никто вводить не планирует − смарт-контракт считается заключенным в той форме, в которой заключен (скорее речь идет о письменной или письменной с привлечением нотариуса).
Задача законодателя − скорее убедить сообщество в этом, а также предоставить защиту программному коду от оспариваний − ведь суть смарт-контракта в отсутствии версии на русском или ином языке общения. Стороны соглашаются, что доверяют разработчику (или нанимают программиста и анализируют каждую строчку кода), тем самым забирая у себя право заявить, что не понимали, что подписывают.
Роман Янковский, партнер юридической фирмы “Зарцын, Янковский и партнеры”, преподаватель программы дополнительного образования Blockchain Lawyers
Во-первых, технология блокчейн и смарт-контракты, в частности, не “потеряет юридическую силу”. По этой логике, сейчас, в отсутствие законодательства, технология вообще не должна иметь юридической силы − но ведь она работает. Это сохранится и после принятия законов. Так уж устроен блокчейн, что он работает на основе криптографически обеспеченного консенсуса, и наличие права не обязательно для владения кошельками и исполнения смарт-контрактов.
Во-вторых, даже если смарт-контракты будут неверно обозначены в новых законах (например, будет дозволено оспаривание таких контрактов), ничего катастрофического не произойдет. Да, это отчасти увеличит риски владельцев криптовалют, но смарт-контракты продолжат исполняться, и совсем нескоро кто-нибудь попробует такой контракт оспорить. Кроме того, законодательное определение смарт-контрактов, присутствующее в проектах законов, изначально дефектно: например, разработчики явно не отнесли к смарт-контрактам токены ERC-20. Я полагаю, что такое регулирование, даже если и будет принято, обречено на корректировку.
Петр Лялин, выпускник-эксперт программы дополнительного образования Blockchain Lawyers, заместитель генерального директора по правовым вопросам компании “Синерджи Ресерч Групп”
Потенциал для применения блокчейн-технологий огромен и не ограничивается только юридической отраслью. Применение данных технологий не сможет оставить без работы хороших специалистов, напротив, блокчейн способен предоставить юристам необходимый инструментарий для более эффективной и творческой работы.
Отсутствие законодательного регулирования или его консервативность, конечно, может затормозить распространение блокчейн-технологий, в частности в сфере привлечения инвестиций (ICO) и криптовалютных платежей, однако, в связи с глобализацией экономических процессов участники рынка найдут возможность использовать выгодные им технологические решения. Что касается применения блокчейна вне рамок ICO и криптовалют, то здесь нет никаких предпосылок и рычагов для того, чтобы остановить экспансию этой технологии в сфере бизнеса или личных взаимоотношений.
Юристы обязательно возьмут на вооружение технологию блокчейн, так как это позволит конструировать более эффективные механизмы обеспечения интересов сторон договорных отношений без общения с неэффективными институтами (суды, банки), на которые юрист повлиять не может.
Так, например, применение смарт-контрактов позволит снизить количество рутинных обращений в суд для взыскания дебиторской задолженности, так как в стандартных и бесспорных ситуациях денежные средства могут автоматически перечисляться по наступлению определенных событий. То есть смарт-контракты смогут выполнять роль аккредитивов, счетов эскроу, инкассовых поручений и иных видов расчетов, что позволит избавиться от дорогостоящих услуг неповоротливых и негибких кредитных организаций.
Блокчейн может использоваться для конструирования многосторонних договоров в глобальном масштабе, когда обмен документами затруднен в силу географических масштабов ведения бизнеса или отсутствует доверенный депозитарий для хранения оригинальных документов содержащих кастомизированные условия участия каждой из сторон в договоре. Здесь блокчейн может выполнять еще и роль доверенного архива, обеспечивающего сохранность документов.
Также, на блокчейн можно перевести решение вопросов в сообществах, требующих проведения собраний и голосования. Это позволит сделать прозрачным как сам процесс, так и получаемые результаты без необходимости оспаривания протоколов голосования.
С помощью блокчейн-технологий можно будет осуществлять хранение и оборот совершенно новых ценностей:
- обезличенные данные о состоянии здоровья,
- генетических мутациях и факторах с ними связанных.
Все это создает предпосылки для появления и развития новых отраслей и рынков, где необходима будет квалифицированная юридическая помощь.
Поэтому, я вижу больше новых возможностей для компетентных юристов, которые будут осваивать эти технологии. Такие юристы будут меньше зависеть от различных правовых институтов и посредников, что позволит им более эффективно осуществлять защиту интересов своих клиентов.
Клиенты смогут быть более уверенными в своих юридических представителях, что, несомненно, увеличит рынок юридических услуг. Стоит ли в таких условиях юристам хоронить блокчейн? Думаю ответ очевиден, тем более, что составление смарт-контрактов во многих случаях будет невозможно без составления отдельных “человекочитаемых” договоров, содержащих соответствующие условия, подготовленные юристами.
Возможно, некоторым юристам придется осваивать навыки программирования и создания архитектуры блокчейн-систем. Блокчейн-технологии изменят юридическую профессию, но не убьют ее, а сделают лучше.