Роботы и другие машины, имитирующие интеллект, становятся умнее и способнее. Некоторые эксперты беспокоятся о том моменте, когда возможности роботов превзойдут человеческие. Впрочем, исследователи обнаружили, что, даже не обладая высоким уровнем знаний, роботы уже сегодня способны манипулировать людьми.
Группа исследователей из Университета Дуйсберга-Эссена в Германии провела тест, в ходе которого людей попросили выключить гуманоидного робота. Большинство из них не решалось сделать это, если робот начинал упрашивать их остаться и продолжить взаимодействие. По мнению исследователей, подобная манипуляция со стороны роботов становится возможной благодаря тому, что люди относятся к ним как к себе подобным.
Соавтор исследования Николь Крамер, профессор социальной психологии, отметила следующее: «Люди запрограммированы реагировать социально. Мы еще не научились различать человеческие социальные сигналы и искусственные, которые и были испробованы в ходе эксперимента».
Для исследования Крамер и ее сотрудники попросили 89 человек вступить во взаимодействие с НАО, а затем отключить его. Робот продается на рынке, в России цена робота около 1 млн рублей.
Видео диалога на русском с роботом из эксперимента
В обоих случаях участники колебались, когда робот говорил: «Нет! Пожалуйста, не выключайте меня», — некоторые вообще отказались выключить НАО. На вопрос, почему они не хотят отключать робота, один из участников ответил: «Потому что НАО сказал, что не хочет, чтобы его выключали». Другой участник эксперимента отметил, что ему стало жалко робота.
Те, кто работал с более общительной версией НАО, находили это решение особенно напряженным. Удивительно, что люди, которые взаимодействовали с роботизированной и менее эмоциональной версией НАО, дольше держали палец на выключателе. Вероятно, это происходило потому, что внезапное проявление смоделированных эмоций было несколько резким и неожиданным. Усилие при выключении может являться отображением попытки концентрации страха.
Сами ученые считают, что способные играть на наших эмоциях роботы ― это будущее искусственного интеллекта. Некоторые даже уверены, что роботы научатся считывать эмоции лучше людей.
Ранее мы писали о том, что совсем скоро подбирать персонал для компаний станет искусственный интеллект.
текст: Евгения Лиходей