Третий урок из серии образовательных материалов по криптовалюте и блокчейну от Бегущего банкира Андрея Онистрата и основателя первого биткойн-агенства в Восточной Европе Михаила Чобаняна. В интервью рассказывают о главных терминах ICO, об истории появления ICO и приводят реальные примеры, как провести ICO и как грамотно инвестировать денежные средства.
Андрей Онистрат: Сегодня мы говорим от биткойнах. Обсуждаем тему ICO с Михаилом Чабаняном. Итак, тема ICO. Когда она зародилась и сколько проектов сейчас пребывает на рынке.
Михаил Чобанян: Глобальный вопрос. ICO –это Initial coin offering. По аналоги с IPO – публичное размещение акций. Соответственно, криптоэнтузиасты и крипторомантики придумали название ICO по этой аналогии. Ты размещаешь какую-то идею и получаешь за это деньги.
Что такое криптовалюта? Что такое токен? Допустим, биткойн – это криптовалюта, со своими стандартами, фишинированием, майнингом. Токены – это производные на базе криптовалюты. Самые популярные токены создаются на эфириуме. Также токены создаются на платформа Waves. Различия между ICO в IPO состоит в том, что во втором варианте необходимо минимум быть на рынке три года, показывать всю аудированную отчетность, придерживаться правил. Одним словом, готовый бизнес. А ICO – это первый этап. У тебя есть идея, желательно иметь ее прототип. Ты показываешь команду, говоришь о том, куда хочешь пойти и чего добиться. Ты продаешь токены, которые представляют что-либо. Токены используются, как внутренняя валюта либо активизируют что-то. Затем ты предлагаешь их рынку. Каждый сам решает, какой будет функционал токенов.
Андрей Онистрат: Как появились ICO?
Михаил Чобанян: Виталик Бутерин заявил, что создает валюту эфириум 2-0, провели краудсейл (дословно – распродажа толпе). Он собрал 18 млн. долларов в эквиваленте в биткойнах. Это первый переломный шаг, когда появилось ICO. Потом пошло развитие. Появилось понятие токен. Тебе не нужно создавать криптовалюту, ты просто берешь эфириум и на базе его создаешь токен. Это быстро, всего пару кликов. Пошла раскрутка. Появился термин ICO. Новый термин, ведь до этого был краудсейл. Ему где-то год, полтора – максимум. Прекрасный способ привлечения инвестиций под проект. Альтернатива кредитам, вхождения в основной капитал, отличный способ привлечь деньги подо что-то. Появилось очень много интересных проектов с реального сектора и виртуального, связанных с криптоэкономикой.
Андрей Онистрат: Какие варианты могут быть выгодны на рынке с точки зрения инвестиционной привлекательности? Какой удачный и красивый проект из реального сектора можно вспомнить?
Михаил Чобанян: Пока, наверное, такого проекта нет. Большой скепсис вызывает привлечение ICO в реальные проекты.
Поделюсь своей практикой. В декабре 2015 года мы собирали инвестиции под создание своей биржи. Мы создали продукт, что теперь существует, работает, развивается. Летом я решил провести эксперимент по проведению ICO.
Обычно для проведения ICO рисуется красивый сайт за 10 тыс. долларов, чтобы он был эффектный, привлекая опытного дизайнера. Ты должен показать команду: суперхакеров, гуру финансов и маркетинга и других нужных людей. Потом демонстрируешь прототип, где обязательно должен быть Whitepaper. Это обязательное описание, что ты собираешься делать. Длинный документ, который мало кто читает, как показывает практика, инвестируя во что- либо. Понадобится выделить на рекламу 300 тыс. долларов. Распределяешь ее в социальных сетях и везде, где можешь. Потом присоединяешься к работе разных конференций, отправляя туда своего умного представителя, который умеет выступать на публике. Тратишь на это около шести месяцев и 500 тыс. долларов, но собираешь взамен миллионы долларов. Схема проста.
Как сделал я? У меня был готовый продукт и первые инвесторы. Я решил продать свою долю токенов. Тщательно расписал, что хотел. Мне нужны, были деньги под развитие. Я выбрал другой путь. Решил не тратить деньги на рекламу, не обещать безумных процентов, а значит - ничего по доходности. Мой результат? Ничего не собрал. Не сработало.
Т.е. люди заходят туда исключительно из жадности, для увеличения своего дохода. Мы взаимодействуем с реальной экономикой, такие проекты не взлетают, проверил на себе. Если не обещают колоссальный прирост, ничего не соберешь.
Кто сейчас привлекает деньги? Тот, кто обещает безумные проценты и не собирается ничего делать. Придумывает идею, добавляет популярные теги, использует мощную рекламу. Собрал деньги, запустил на биржу, а потом забыл про этот проект. Но, есть один процент реально крутых проектов, без ICO, которые были бы невозможны.
Эфириум. Есть колоссальные сложности. До конца не верю, потому что есть централизация. Они взяли реально большой кусок пирога и сделали революцию. Реальный шаг 2-0. Показали масштаб, куда можно уходить. Есть термин смартконтракт, благодаря тому же Виталику Бутерину.
Андрей Онистрат: Твоя позиция состоит в том, что все проекты ICO, что есть на рынке, бессмысленны?
Михаил Чобанян: 99 процентов, да. Реальный сектор экономики не верит, что можно финансировать через ICO и что из этого что-то получится. Я не верю, что они будут собирать. Просто там, нет возможности, чтоб вырасти в 40 раз. Малореально. Невзирая на то, что купишь дом, накопаешь песок и другое, но…
Андрей Онистрат: Давай придумаем проект, который оправдает себя.
Михаил Чобанян: Нужно сегментировать. Рынок к этому идет. Есть пласт жадности, там, где очень много мелких инвесторов, которые инвестируют во все подряд, не перебирая. Они ничего не читают, ни в чем не разбираются. Ведутся на рекламу, не иначе. Есть пласт поуже. Осознанные инвесторы, которые понимают, разбираются, структурируют, имеют четкую стратегию в какие секторы инвестировать, а в какие – нет. Есть понимание бизнеса. Если смотреть по общему состоянию. Да, у них денег больше, но их меньше. Это профильные, интересные инвесторы, в том числе и фонды. С ними можно работать. Потому, что они понимают, что Х40 не будет, но в десять раз может что-то вырасти. Там можно предлагать реальные проекты. Допустим, сделать банк, поскольку есть хорошая основа, а также возможно создать бизнес-план, который потом реализовать.
ICO – это процесс сбора денег в криптовалюте под какие-то проекты или идею. Процесс гораздо упрощен, чем IPO, поскольку нет регуляции, разогретость рынка упирается в чистый маркетинг.
Андрей Онистрат: Какие последние новости с Грузии, Китая, Сингапура? Что там происходит и как развиваются проекты в ICO.
Михаил Чобанян: Грузия – это отдельная тема. А в Китае сейчас Народный банк Китая активно за это взялся, как и само правительство. Они не скрывают, что им интересен криптоюань, потому зачищают рынок, собирают всех топовых игроков. Вероятно, что скоро мы что-то увидим от Китая на национальном уровне. Все биржи закрыты. Последняя из них закрылась 30 сентября, потому теперь бирж совсем нет там.
В Сингапуре введено правило регулирования, там свои законы. Япония развивается дальше. Вскоре там появится свое регулирование. Надо следить, поскольку каждый день что-то меняется.
Андрей Онистрат: Инвестиция в ICO выгоднее, чем в криптовалюту?
Михаил Чобанян: Более рискованная. Я бы сказал, что инвестиция в ICO происходит через инвестирование криптовалюты. Проект всегда имеет великий риск – можно выгореть, а можно подняться. То есть может быть доходнее, но существенно рискованнее. Старайтесь изучать информацию, которая доступна во многих открытых источниках.
Андрей Онистрат: Как отличить добросовестный сбор денег от недобросовестного? Как не потерять деньги в различных пирамидах и мусорных ICO. Об этом мы еще поговорим в следующий раз.
Михаил Чобанян: Рано или поздно все станет значительно регулируемым. За счет чего? Есть две причины – первая это фиктивная, давление фиктивных ради наживы. Другая - нужна защита своих акционеров. Появятся некие правила, созданные саморегулируемыми организациями либо государственными органами. Они пропишут, что ICO – это новый виток, что не имеет никакого отношения к рынку. Конечно, будут определенные требования. Ты четко понимаешь, что есть человек, у которого проверили документы, он зарегистрировался, он вызывает доверие. В случае чего – у нас есть, у кого спрашивать. Сейчас это раздал, а дальше повезет или нет. Однозначно все будет идти в сторону регуляции и тогда появится возможность инвестировать в реальный сектор экономики. Когда человек будет защищен законодательно. Достаточно важный фактор.
Андрей Онистрат: Украина будет первая страна в этом списке?
Михаил Чобанян: Почему бы нет? У нас есть много пустых объектов, которые можно использовать под коммерческую или жилищную цель. Правда, проблема, что денег в стране очень мало. Деньги в экономике не застаиваются. Необходимо открыть Украину для мира. Валютно не получится, ведь Национальный банк не позволит, а криптовалютно – да. Осталось создать механизм, когда криптовалюту меняем на национальную валюту и это все сглажено, просто, понятно, особенно с точки зрения законодательства.
Наш рынок открыт для мира. Тогда человек будет учавствовать в ICO и покупать не какие-то токены, а квадратные метры. Допустим, коммерческая недвижимость. Есть у тебя пару тысяч долларов, почему бы не купить квадратные метры в крутом бизнес центре? Выступишь в роли мелкого инвестора через криптовалюту, потому что это очень простой и доступный механизм. Возврат инвестиции также будет. Доходы сможешь получать в криптовалюте, но у тебя не будет к ней привязки. Она будет к национальной валюте или к доллару.
Подписывайтесь на канал для предпринимателей и инвесторов «Бегущий банкир». Полная версия интервью на канале.