BTC/USD 63445.07 1.42%
ETH/USD 2541.44 4.69%
LTC/USD 65.91 0.77%
BRENT/USD 73.55 0.86%
GOLD/USD 0.00 0.00%
RUB/USD 92.70 1.12%
Tokyo
Moscow
New-York

Александр Журавлев: блокировка Telegram привела к конфликту интересов

0

 Александр Журавлев, член ассоциации юристов России

Как блокировка мессенджера влияет на отношения власти и общества. Где та красная нить, за которую переходить государству не следовало бы. Кто будет возмещать ущерб от последствий блокировки. Александр Журавлев, управляющий партнер юридической компании «Эффективные бизнес ресурсы», сооснователь программы дополнительного образования BCLawyers «Правовые основы и юридические практики работы с криптовалютой и блокчейн-проектами», рассказал о проблеме с точки зрения закона.  

— Я считаю, что Telegram является наиболее распространенным мессенджером в криптосообществе. Почти все криптоканалы (новости, общение инвесторов и организаторов ICO и других) выбирают его в качестве основного канала связи.

В пятницу, 13 апреля, Таганский суд Москвы по заявлению Роскомнадзора и при участии ФСБ заблокировал Telegram. При этом суд удовлетворил ходатайство заявителя о немедленном исполнении решения суда (процедура исполнения решения суда до его вступления в законную силу).

По сути сейчас возникает конфликт публично-правовых интересов и частно-правовых интересов. Это означает, что государство в лице ФСБ считает, что шифрование, применяемое в Telegram, могут использовать террористы для своих целей и отсутствие доступа к такой переписке может привести к невозможности предотвращения терактов. Однако тут есть очень тонкая граница. Согласно пункту 2 статьи 23 Конституции РФ каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. То есть высший закон нашей страны говорит о том, что если есть на то правовые основания и они установлены вступившим в законную силу решением суда, то любому лицу (будь то гражданин или компания), в отношении которого имеется такой судебный акт, необходимо раскрыть тайну переписки.

Наличие же у государства инструментов, способных «вскрывать» мессенджеры, почтовые серверы, социальные сети без решения суда, и злоупотребление такими инструментами со стороны власти может привести к обесцениванию или даже утрате права граждан, гарантированного Конституцией. Уже в настоящее время этот конфликт разделил общество на два лагеря.

При этом до блокировки Telegram широко использовался государственными органами. Так, имелся канал, который использовала ФАС России (@fasrussia). Канал Следственного комитета РФ (@sledcom_rf) предоставлял криминальную сводку в РФ. Объединенная пресс-служба судов Санкт-Петербурга (@SPbGS) предоставляла новости по важным гражданским делам. Госуслуги (@gosuslugi_support_bot) имели свою техподдержку в Telegram. Генеральная прокуратура РФ (@genprocrf) — один из самых широко цитируемых каналов с отчетами о проделанной работе. И еще другие ведомства и министерства успешно использовали мессенджер. На мой взгляд, в этом есть некая ирония.

Если говорить о влиянии действий Роскомнадзора по исполнению решения Таганского суда в части блокировки мессенджера, то они привели и могут привести к таким последствиям:

1. Подобные тенденции неизбежно будут снижать участие любых иностранных инвесторов в самых качественных и технологичных проектах на российском крипторынке, будут влиять на развитие малого и среднего бизнеса страны, а также негативно скажутся на дальнейшей цифровизации российской экономики.

2. Борьба Роскомнадзора с Telegram привела к тому, что было заблокировано более 18 млн IP-адресов, при этом мессенджер функционирует до сих пор. Среди заблокированных сайтов оказались российские и иностранные компании, которые не нарушали требования законодательства РФ. В том случае, если действия государственных органов — Прокуратуры, Роскомнадзора (оба ведомства обладают правом блокировки) — будут признаны в установленном порядке незаконными, то у этих компаний появится возможность требовать возмещения причиненного имущественного ущерба в судебном порядке.

Когда суды признают требования пострадавших компаний обоснованными, то с государственных органов будет взыскан ущерб, который, по оценкам некоторых изданий, превышает $1 млрд. Если это произойдет, то пострадает бюджет РФ, так как источником для выплат будут именно бюджетные средства. Следовательно, все бремя ошибок Роскомнадзора ляжет на налогоплательщиков.

Беседовала Ольга Кислинская, фото: личный архив Александра Журавлева