BTC/USD 26669.58 -1.17%
ETH/USD 1595.40 -1.39%
LTC/USD 64.78 0.78%
BRENT/USD 73.55 0.86%
GOLD/USD 0.00 0.00%
RUB/USD 96.08 -0.56%
Tokyo
Moscow
New-York

Квант & Блокчейн: сотрудник РКЦ о квантовой криптографии

0
Автор материала: Элина Масимова

Биткойн, как пузырь, лопнет с приходом квантового компьютера, и сама технология станет неактуальной, когда появится суперумная программа, способная найти ключик от всех паролей и стать сильнее самой распределенной сети. Так полагают обыватели и не только. У науки же немного другой взгляд на происходящие в ее «организме» процессы.

Евгений Киктенко, специалист по квантовой криптографии и распределенным системам Российского квантового центра, рассказал на конференции Blockchain Conference Russia о совместной разработке Центра и Математического института им. В.А. Стеклова РАН — квантовой криптографии.

Квантовая криптография

Итак, криптография и квантовые технологии могут дружить. Исследователи выделяют два пути связи. Путь первый: смена используемой для защиты информации математики на альтернативные схемы, которые не сможет решать квантовый компьютер. Для этого не потребуется создавать отдельный компьютер. Но доказательств нет, что взломать невозможно даже классическую криптографию. Безопасность базируется на представлении об ограничении мощностей.

Второй путь — квантовая криптография, то есть использование физических объектов для обеспечения безопасности информации. Исследователи уверены, что механическая передача информации через квантовую криптографию действительно защищена. Однако в этом случае дорого обойдется оборудование. При квантовой защищенности блокчейн также теряет свою философию, что тот майнер, который решает задачу быстрее всех, получает вознаграждение.

Мы расспросили Евгения подробнее о проекте.

Долго ли вы работаете над этим проектом?

— Мы начали погружаться в тему где-то с начала прошлого года. Нас изначально интересовали те направления, где наиболее актуально использование квантовой криптографии. У нас есть группа, которая занимается созданием квантового оборудования — они делают «железо». Я же отношусь к группе, которая делают всю сопутствующую теоретическую работу. Пока сделали этот проект, по нему скоро должна выйти научная публикация, и планируется еще несколько проектов.

Зачем создавать средство, которое разрушит другие построенные или строящиеся системы?

— Квантовые технологии разрабатываются не только ради создания квантового компьютера, как многими принято считать. Сейчас актуально квантовое машинное обучение, обработка данных, какие-то механические расчеты. В науке есть ряд моментов, которые квантовые технологии помогают лучше понять, — как делаются материалы и так далее. Тоже активно развивающаяся отрасль — квантовых алгоритмов.

Квантовая криптография

Ваш Центр, насколько я знаю, негосударственный?

— Да, это не академический научный институт, собравший интересных людей, чтобы заниматься наукой на международном уровне. В 90-е годы все было грустно, много ученых выехало из страны, построили карьеру в разных центрах мира и сейчас решили вернуться или не вернуться, но образовать сильный центр притяжения компетенций по квантовым технологиям с достойным финансированием.

Какие еще есть условия финансирования проектов в целом в России? Есть ли государственные проекты?

— Мы участвовали и с большой степенью вероятности до сих пор участвуем, точно не следил за этим, в федеральной целевой программе. Запускаемый проект в этом случае финансируется на 50% Минобрнауки и на 50% индустриальной стороной. Так и наша работа по квантовой криптографии финансировалась наполовину государством, наполовину индустриальными партнерами — общались с Газпромом, Сбербанком.

Вы сами работали с криптовалютами?

— Я не инвестор, но я изучал как технологию, чтобы понять, где уязвимость.

Вы кандидат физических наук. Почему именно квантовую область выбрали?

— Мне нравятся контринтуитивные вещи. То есть мы привыкли, что мир работает так, но оказывается, что в определенных масштабах, в определенных временах мир работает по-другому. Тут есть, конечно, свои сложности с представлением. Мы привыкли, что вещи имеют цвета. А какого цвета электрон? Вопрос не имеет смысла. Народ выпутывается математикой, на языке формул сподручнее, оказывается, общаться.

Беседовала Элина Масимова, фото: Элина Масимова, pixabay

Автор материала: