Несколько лет тому назад Владимир Лазарев стал одним из создателей платформы для интернета вещей, социальной сети будущего, построенной на блокчейне. В декабре 2017 года, сразу после проведения ICO, в проект инвестировал средства крупный венчурный фонд Казахстана. Сделка между двумя компаниями была проведена в криптовалюте платформы Altyn, что явилось уникальным событием в современной криптоэкономике.
По оценкам IMS Research, в 2020 году будет подключено порядка 22 млрд. устройств к Интернету вещей (IoT). В 2017 году компания Hewlett Packard Enterprise по результатам опроса 1300 руководителей и IT-специалистов в 20 странах мира выявила, что около 57% компаний уже внедрили IoT-технологии и к 2019 году ожидается рост внедрения этих технологий на 28%. В целом общая ёмкость рынка IoT в ближайшие 5 лет составит 19 трлн. долларов США. Казахстан потенциально способен привлечь около 10% от общего объёма данного рынка.
— Добрый день, Владимир. Перейду сразу к вопросам. Почему инвесторы поверили в ваш проект?
— Добрый день, Сергей. Инвесторы поверили и верят в наш проект, потому что проект глобальный, он охватывает все сферы жизни от семейных отношений до бизнеса, в своем проекте мы учитываем требования государства и регуляторов к прозрачности системы взаимоотношений. Наш проект — первый на блокчейне, который подразумевает возможность стыковки государственных органов с миром криптотехнологий, основанных на блокчейне.
— На рынке масса возможностей для прибыльных инвестиций: акции компаний, венчурные и девелоперские проекты. Ваше мнение, как успешного бизнесмена в прошлом и настоящем, почему блокчейн-экономика стала так притягательна для инвестиций в русскоязычном сообществе?
— Дело в том, что технология блокчейн позволяет реализовать два основополагающих принципа любой экономики. Особенно это притягательно для русских. И вот чем. У нас в менталитете есть «неубиваемое» чувство справедливости и мечта о справедливом распределении благ. Во-вторых, технология блокчейн позволяет реализовать в полной мере функцию «социальных лифтов», когда мальчик из деревни имеет равные шансы стать, к примеру, профессором, академиком или достичь мирового признания. Отличный и памятный пример - история Михаила Ломоносова. Это живо в нашей памяти.
С блокчейном каждый получит равные шансы и история твоего успеха не будет зависеть от количества денег, которые ты имеешь.
Сегодня же я наблюдаю интерес в основном спекулятивный, связанный с криптовалютами и торговлей ими. На «хайпе» эти инструменты активно растут, все это видят, но это далеко не весь потенциал блокчейн технологий.
— Почему вы лично верите в идею, которую воплощаете в жизнь?
— В этом проекте я около трех лет с момента начала работы над ним, и до этого три года я занимался исследовательской деятельностью в области экономики и создания децентрализованных систем управления. Я понимаю, что данная архитектура возможна только в единственном роде. И какая бы команда не занималась подобным проектом, они придут к единой универсальной системе, такой, которая заложена в основу Zion.city.
В нашем решении на основе блокчейн предусмотрена свободная торговля, платежная система глобального уровня, 100% кибер-безопасность государств, традиционное нравственное воспитание, соблюдение законов и целостность нации.
— Какова историческая роль блокчейна на ваш взгляд?
— Для того, чтобы перейти в новый мир, в новую экономику нужно поменять старую централизованную систему управления, которая не менялась уже более 2 тыс. лет. Сегодня у нас есть возможность перейти к новой системе управления, децентрализованной, когда каждый вкладывает по возможности, по своему потенциалу, а получает по мере своего участия в того или иного рода деятельности. Это может быть и торговля, и общественная деятельность, благотворительность, наконец, семейные отношения.
В природе все децентрализовано. Только сейчас мы понимаем, что человеческий мир много столетий создавал централизованные системы. Очевидно, так было удобнее управлять странами, народами, кланами. Блокчейн меняет эту ситуацию, на наших глазах происходит новая технологическая революция.
— Чем уникальна ваша разработка? Что она дает пользователям?
— Это первая платформа, скажем так, для всего интернета: для интернета вещей и индустриального интернета вещей. Zion.City - это социальная сеть для IoT (Internet of Things).
Интернет вещей — вычислительная сеть для связи физических предметов со встроенными технологиями взаимодействия друг с другом и внешним миром. Технология предполагает ориентацию на результат, на событие, которое должно произойти. Приведу футуристический пример. У человека заканчивается стиральный порошок. Можно пойти, потратить время, купить его и привезти домой. Часто мы забываем сделать это вовремя. Умный интернет вещей позволит это сделать практически без участия человека. Агент закупки (например, стиральная машина) сообщает агенту продаж и заказывает нужный товар с доставкой до дома.
Сегодня же платформа позволит решать, например, проблему пробок. На уровне протокола JAVA машинам без водителей позволит взаимодействовать друг с другом, двигаться без столкновений, прокладывать оптимальные маршруты по свободным улицам.
Платформа связана с монетарной системой, которая придет на смену существующей сегодня Бреттон-Вудской системе, которой мы сейчас пользуемся. Мы обеспечим эволюционный стык старой системы SWIFT с новой, основанной на технологии блокчейн и криптовалют. При этом нет необходимости менять законодательство страны.
Вы можете пользоваться благами технологического прогресса не привязываясь к производителям. Корпорации борются за монополию в области производства программного обеспечения. К примеру, «Самсунг» будет стремиться к выпуску собственных сотовых телефонов со своими приложениями. За их использование компания взимает деньги с частных компаний и государственных органов. В нашем приложении продукты наподобие MS Project, CRM системы, которые позволяют пользователю управлять своими бизнес-процессами, будут предоставляться бесплатно. Сэкономленные на программном обеспечении деньги для бизнеса лучше реинвестировать в сервис, качество сервиса, качество товаров.
Выбор товаров или поставщиков услуг проводится децентрализованно. Боты проводят анализ вашего окружения, окружение ваших друзей и предоставляют информацию вам, а не центральному серверу, как это сегодня работает, например, в Google или Facebook. По сути это принцип «сарафанного радио», к которому мы все привыкли, и выбираем с его помощью магазины, СТО или врачей.
Такая организация процессов, я считаю, существенно поможет людям и организациям принимать более верные, оптимальные решения и эффективно взаимодействовать друг с другом.
— Как ваш проект связан с блокчейном?
— Проект Zion.City это гибридная инфраструктура, позволяющая управлять данными, требующими безопасности, длительного хранения, приватности. Для меня очевидно, что лучшая платформа для таких решений — блокчейн.
Наша система абсолютно приватна, но не анонимна, таким образом она полностью отвечает требованию государства, силовых структур и требованиям законодательства других стран в области хранения личной информации.
— Сегодня скептиков блокчейн технологий становится все меньше. Как вы считаете, какие задачи будущего решает блокчейн сегодня?
— Скептикам огромное спасибо. Скептики всегда были, есть и будут. Но сомневающихся я бы разделил на две части: скептиков среди профессионального сообщества и скептиков, которые не до конца оценили возможности технологии блокчейн. Первых среди профессионалов становиться все меньше, вы правы. Большинство людей, связанных с блокчейном понимают выгоды и перспективы его применения и использования.
Сегодня со стороны существующей системы есть определенные опасения и я бы сказал противодействие развитию технологий.
По словам Германа Грефа эта технология «взрывная и революционная». Даже мы, профессионалы, не до конца понимаем какие возможности в будущем позволит нам решить блокчейн. Сегодня мы видим решение около сотни задач на базе этой технологии.
В рамках нашего проекта мы сможем решить проблему автомобильных пробок, вопрос загрязнения окружающей среды, борьбы с терроризмом, вопрос с хакерскими атаками, проблему распространения детской порнографии, нелегальным оборотом наркотиков, уходом от выплаты официальных налогов, вопрос с границами в интернете, я имею ввиду технологию «Кибер Щит».
Все мы помним первую волну блокчейн, связанную с выпуском биткойна. Вторую волну мы наблюдаем сегодня, это продукт смарт-контрактов и первой в своем роде платформы Etherium от Виталика Бутерина. Третья волна — блокчейн 3.0 свяжет воедино технологии передачи денег, смарт-контрактов, а также технологию передачи различных услуг. Это обеспечит переход человечества в новую эру наиболее оптимальным способом.
Известные всем финансовые структуры, такие как Goldman Sachs, Банк Англии и некоторые центральные банки других стран активно занимаются разработкой своих криптовалют. Это широко освещается в прессе и интернете. Существуют рекомендации МВФ с призывом о разработке собственных криптовалют, но подобные сигналы для обывателя особо не видны. Многие видят чисто спекулятивный интерес, не замечая всех возможностей блокчейн 3.0.
Я считаю, что наш проект, наша экосистема перерастет в некое подобие Windows. При этом «виндоус» - оболочка для приложений, которые находятся внутри. Все мы знаем Exel, Word и другие программы. Наш проект включает в себя все возможные приложения, которые можно представить. Подобные решения должны стимулировать разработчиков и IT- специалистов на развитие новых пакетов услуг, связанных с блокчейном.
— У ваш большой опыт в продажах IT-решений, за плечами успешный опыт проведения ICO и запуск стартапов? Каковы главные факторы успеха на ваш взгляд при выходе на ICO?
— Главные факторы успеха любого стартапа — своевременность и актуальность решения проблем людей... Но все же на первом месте — это своевременность: нужно вовремя оказаться в нужном месте. Само собой разумеется — команда, предыдущий опыт реализации аналогичных проектов. Четвертый пункт я скажу так — личность архитектора, личность лидера, который может в голове увидеть продукт , как он должен выглядеть, когда в мире он еще не существует.
Лидера стартапа можно сравнить с Жюль Верном, который писал рассказы про технологии, появившиеся через многие и многие годы. Должно быть такое открытое непредвзятое мышление, хотя бы у одного члена команды.
Текст: Сергей Габов