Роскомнадзор не перестает удивлять методами борьбы с «непослушным» Телеграмом. Говорят, оригами-мячи в поддержку акции Роскомнадзора за стабильный качественный интернет на стадионах ЧМ-2018 по футболу не вылетели в окна, но не вся деятельность органа так же летит в трубу. Представители криптопроектов рассказали BitCryptoNews, как блокировка популярного мессенджера сказалась на работе их проектов, малого и среднего бизнеса в целом и на технологических перспективах России.
Большинство криптопредпринимателей отмечает, что непосредственно блокировка Телеграма не смогла ощутимо повлиять на их деятельность, несмотря на относительно молодой, до конца не сформировавшийся рынок, однако сам факт принятия такого решения подрывает и без того не очень прочное положение российского бизнеса, ставя под угрозу технологическое будущее страны.
Юлий Кузнецов, основатель и СЕО FINSTICK Innovations LLC, глубоко анализирует ситуацию и выделяет два важных последствия принятия подобных решений регулирующими органами.
Во-первых, государство впервые поставило под сомнение легитимность технологических решений на основе асимметричной криптографии, если генерацией ключей и их последующим использованием занимается сам пользователь. То есть вслед за Телеграмом репрессиям может быть подвергнута любая технология или решение, которые предлагают пользователям возможность полной анонимности и личной защищенности. Кстати, с этим подходом же во многом совпадает философия криптовалют и методика построения соответствующих решений, поэтому компаниям, работающим с такими системами, стоит быть готовыми к аналогичным «сюрпризам» в будущем.
Во-вторых, методы, которыми пользуются чиновники для исполнения судебных решений, вызывают искреннее удивление. Блокировка целых пулов IP-адресов, связанных с облачными сервисами и массовым хостингом, по своей сути является первым шагом к изоляции рунета от мирового IP-пространства. Даже с учетом обострившегося противостояния между Россией и так называемой «западной цивилизацией» с ее многочисленными «ценностями», я не считаю, что принцип «дрова рубят — щепки летят» может быть уместным в отношении технологических компаний и стартапов России, на многие из которых в последнее время руководством страны возлагаются особые надежды… по крайней мере, на словах. Очень хочется надеяться, что здравый смысл возобладает и интернет-сообщество России больше не будет чувствовать себя владельцем посудной лавки, в которую случайно забрел медведь.
Если реальной долгосрочной целью не является физическое отделение рунета от глобальной сети Internet, то вскоре количество жалоб со стороны российских компаний на действия Роскомнадзора перевесит мнимую пользу от «ковровых блокировок» и ситуация стабилизируется путем отката в исходное состояние и поиска более деликатных путей исполнения судебных решений в отношении Телеграма.
На наш бизнес, например, блокировка повлияла крайне негативно. Наши web-ресурсы расположены на арендованных виртуальных серверах компании Digital Ocean, которые тоже были заблокированы в России. Мы полностью потеряли доступ к нашему корпоративному сайту, к ресурсам экосистемы «Ликвидного Бонуса», к электронной почте компании. Сотрудники были вынуждены перейти к работе с почтой через VPN, а коммерческий отдел все это время объяснял нашим партнерам и заказчикам, что мы состоятельны, ни от кого не скрываемся, а просто экранированы вместе с Телеграмом. К счастью, проект «Ликвидный Бонус» пока находится в стадии раннего пилота, имеет ограниченное использование, но можно себе представить, какие потери могла понести наша компания в случае, если бы такая блокировка произошла для десятков подключенных торговых сетей и миллионов покупателей! Поэтому мы отделались лишь легким испугом и думаем над изменением топологии системы с учетом случившегося, но ведь это дополнительные расходы и рабочее время.
Сейчас нас уже разблокировали, но официальный ответ на жалобу пока не получили.
Константин Урванцев, CEO Altair VR , подчеркивает, что Телеграм сейчас — основной канал коммуникации в сфере криптовалют, однако Россию, по его мнению, предприниматели и так не рассматривают как комфортную юрисдикцию для бизнеса в силу отсутствия внятного регулирования крипторынка.
Некоторые каналы проектов в нашей сфере насчитывают более 60 тыс. подписчиков, и русские каналы составляют значительную часть от общего трафика в связи с большой вовлеченностью русскоязычного населения в сферу. Поэтому, конечно, потери для проектов в аудитории огромны. Но в то же время, с учетом того, что Телеграм — это проект с российскими основателями и почти все российские проекты запускаются в других юрисдикциях, это, думаю, и хороший пиар для всей нации.
Что касается наших каналов, то у нас русскоязычной аудитории 2200 человек, тогда как англоязычной более 8000. Активность в русском телеграм-канале, конечно, упала, но действительно заинтересованные в развитии индустрии продолжают пользоваться мессенджером. Мы не планируем заменять Телеграм другими мессенджерами, но у нас есть представительства во всех основных социальных сетях, желающие всегда найдут нужную информацию.
Алексей Лебедев, ведущий разработчик проекта Adamant, видит разницу влияния блокировки в особенностях проектов.
Проекты, которые направлены на права и свободы, как мессенджер Адамант, построенный на децентрализованной инфраструктуре, которая гораздо более устойчива к блокировкам, напротив, привлекают все больше иностранных пользователей и инвесторов.
Недоверие к российским компаниям в целом было и будет не только в сфере криптовалют, но и в «классическом» бизнесе. Иностранцы хорошо понимают, что бизнес в РФ ведется «по-особенному».
Печально, что последствия блокировки болезненны именно для малого и среднего бизнеса, поскольку таким компаниям сложно и дорого менять ИТ-инфраструктуру, в ряде случаев у них даже нет ИТ-специалиста в штате.
Антон Васин, сооснователь проекта Serenity, также отмечает, что нужно разделять весь рынок и блокировку Телеграма в России.
Эта ситуация показывает, в каком направлении движется государство и что может делать с любым бизнесом или инструментом бизнеса в онлайн-пространстве.
Не думаю, что блокировка может отпугнуть инвестиции в проекты, которые реализуют наши сограждане. Скорее может подстегнуть искать другие страны для реализации своих идей, а вот это уже может быть губительно для развития блокчейн-сообщества внутри страны, в очередной раз оставив Россию за бортом инноваций, технологий и инвестиций.
Мы все ожидаем, что летом законом более-менее расставятся государственные приоритеты в отношении ICO, криптовалют и майнинга. Если закон будет жестким и не даст возможность развиваться проектам, будут очередные оттоки сильных проектов и квалифицированных кадров, как это уже неоднократно происходило в нашей стране.
Александр Беспалов, CEO проекта BeEasy, считает, что Телеграм де-факто — стандарт криптоотрасли, и единственное, что ее спасает в России, — изначально значительное число иностранных инвесторов.
К сожалению, развитие бизнеса в России страдает практически при любом вмешательстве государства. В данном случае уже есть негативные последствия, в первую очередь из-за явной некомпетентности исполнительного органа, который занимался блокировкой.
Но я сомневаюсь, что это единичное (хоть и неприятное) событие глобально повлияет на отток предпринимателей из страны. Точно, что это будет являться дополнительным аргументом, для кого-то, возможно, и «последней каплей». К сожалению, пока декларативные заявления об улучшении инвестиционных и предпринимательских возможностей в России не соответствуют реальным действиям Правительства.
Александр Иванов, bounty-менеджер/маркетинг-консультант проектa Activity, отмечает, что от блокировки пострадают прежде всего новые проекты ICO, которые ориентированы на территорию РФ и россиян.
Если брать мир, то на первом месте по проектам в области блокчейна США, недавно смотрел статистику, там их было более 4000. Потом Индия — более 2500, Канада — более 1500. В России же насчитывается чуть более 400 проектов — разница в 10 раз между лидером отрасли и РФ. Если власти не видят, насколько мы отстаем от мира высоких технологий, и при этом решают препятствовать получению новой информации — это печально.
Вы знакомы с проектом мирового Wi-Fi? Будет сеть спутников на орбите покрывать всю поверхность планеты и раздавать бесплатный интернет. Тогда над РФ купол построят?
Лично я консультирую и продвигаю проекты ICO. Не будет у меня предпринимателей из РФ, будут из других стран. Очевидно, что подобные решения органов только вредят самим гражданам и развитию высоких технологий в России.
Беседовала Элина Масимова